Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций

Описание

Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".

Работа состоит из  13 файлов

12. .doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)
 

      Главный фактор успешного развития товарооборота  — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

      Анализ  товарных ресурсов торгового предприятия  начинают с составления и изучения товарного баланса .

      Влияние показателей товарного баланса  на объем розничного товарооборота  определяется балансовым методом с  использованием следующего соотношения: 

                                                 (12.1) 

      Далее изучают влияние показателей  товарного баланса на динамику реализации отдельных товарных групп и товаров.

      Важным  вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Для оценки рассчитываются показатели товарооборота на один рубль товарных ресурсов: Этов = Р / (3н + П — Зк), обратный ему показатель — объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота, доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах.

      Далее переходят к анализу поступления  товаров, организации снабжения  ими торговой сети по торговому предприятию  в целом, по отдельным товарным группам  и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе магазинов — получателей товаров.

      Проводя анализ в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как соблюдается  ассортиментный минимум.

      Если  темпы изменения поступления  товаров существенно отличаются в большую сторону от темпов изменения розничного товарооборота, это может свидетельствовать об излишних залежалых товарах. Обратная ситуация также негативна, она свидетельствует о недостаточной обеспеченности товарами и сбоях в торговом процессе.

      Особое  внимание уделяют изучению источников поступления товаров: от каких поставщиков и в каком объеме закупались товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем, особенно на льготных условиях.

      Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками по общему объему поставок, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки и упаковки.

      Важным  вопросом является изучение частоты  и своевременности завоза товаров  по месяцам, декадам, дням, а на некоторых предприятиях — часам. При этом исчисляют и изучают коэффициенты вариации и равномерности в разрезе поставщиков, магазинов-получателей товаров, товарных групп.

      На  следующем этапе анализу подвергаются остатки товарных запасов и их товарооборачиваемость (1). Для обеспечения бесперебойной деятельности на предприятии торговли должны быть созданы текущие, сезонные и целевые запасы товаров в нормативном размере. Так как нормативы товарных запасов устанавливаются поквартально, то и их изучение проводится прежде всего по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях оборота.

      В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами, изучают причины выявленных отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов. Такими причинами могут быть:

  • невыполнение или перевыполнение плана товарооборота;
  • невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров;
  • завоз товаров, не пользующихся спросом или в размерах, превышающих спрос;
  • неравномерное поступление товаров;
  • неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными предприятиями и их подразделениями;
  • отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их потребления;
  • недостатки в организации торговли и другой маркетинговой деятельности.

      Анализ  товарных запасов проводят также в динамике.

      Рекомендуется фактические запасы товаров на первые числа месяца в каждом квартале (в  сумме и в днях оборота) сравнивать с данными на начало квартала. В  результате устанавливается, не было ли резких колебаний в фактических  товарных запасах в течение каждого квартала и года.

      Анализ  товарных запасов проводят в разрезе  отдельных товарных групп и товаров  на начало и конец каждого квартала или года.

      Наряду  с анализом товарных запасов на отдельные  даты производится изучение их средних  размеров. Плановые среднегодовые товарные запасы могут определяться по формулам средней арифметической (на начало и конец периода) и средней хронологической (по кварталам). Фактические среднегодовые товарные запасы обычно определяются по формуле средней хронологической по данным на тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года).

      Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостъю понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Данный качественный показатель в количестве оборотов определяется делением розничного товарооборота на среднегодовые товарные остатки; в днях — делением средних остатков товаров на однодневный товарооборот.

      Анализ  средних товарных запасов и товарооборачиваемости  проводят не только в целом по торговому  предприятию (организации), но и в  разрезе товарных групп и товаров, а также по структурным подразделениям (отделам, секциям, филиалам).

      Изменения товарооборачиваемости в днях в целом по торговому предприятию складывается под воздействием двух факторов: изменения структуры розничного товарооборота; изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров. Влияние данных факторов на динамику времени обращения товаров можно измерить приемом цепных подстановок с применением способа процентных чисел.

      Для расчета предварительно определяют условный средний показатель товарооборачиваемости в днях при фактической структуре товарооборота отчетного года и фактическом времени обращения отдельных товарных групп и товаров прошлого года. 

    1. Анализ  обеспеченности и эффективности  использования трудовых ресурсов, развития материально-технической базы
 

      Немаловажными факторами успешного развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда.

      Анализ  влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности ими розничного предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Также изучают качественный состав работников (обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии и т.п.). Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.

      Далее так же, как на промышленных предприятиях, проводится анализ использования календарного времени, движения рабочей силы и текучести кадров.

      На  следующем этапе анализу подвергаются качественные показатели использования  трудовых ресурсов. Торговля относится  к сфере обращения, а не производства, поэтому производительность труда в стоимостном выражении более корректно называть товарооборотом на одного работника и на одного торгово-оперативного работника.

      Выработка торговых работников может изучаться  и в натуральных измерителях, особенно при реализации товаров простого однородного ассортимента, а также при выполнении операций по их транспортировке (погрузке, выгрузке и перемещении грузов) и фасовке. Использование натуральных показателей для оценки производительности труда работников торговли позволяет углубить результаты анализа, однако в настоящее время они применяются очень редко.

      Применив  прием абсолютных разниц, можно количественно  измерить влияние изменения среднесписочной численности торговых работников и их выработки на выполнение плана товарооборота.

  На  товарооборот на одного торгового работника  влияют следующие факторы:

  • изменение розничных цен на товары;
  • изменение среднесписочной численности торговых работников;
  • доля торгово-оперативных работников;
  • количество отработанных за год дней;
  • количество смен;
  • средняя продолжительность рабочей смены;
  • среднечасовой товарооборот на одного торгово-оперативного работника.

      Влияние этих факторов может быть определено методом цепных подстановок или  абсолютных разниц.

      Большое влияние на повышение производительности труда работников торговли оказывает внедрение в практику достижений научнотехнического прогресса. Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах кассиры освобождаются от подсчетов стоимости покупок, предупреждаются ошибки и примерно на 25% повышается производительность их труда. Кроме того, улучшается работа узлов расчета и экономится время покупателей. При работе продавцов на электронных весах, указывающих цену и стоимость товара вместе с его весом, эффективность труда возрастает в два-три раза.

      На  выполнение плана и динамику товарооборота  большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования  материально-технической базы торговли. Общие направления анализа аналогичны методике анализа основных средств для промышленных предприятий.

      Однако  особенности деятельности предполагают наличие таких специфических  основных средств, как торговые площади  и торговое оборудование, анализу  которых должно быть уделено особое внимание.

      Для оценки технической оснащенности торгового  предприятия определяют стоимость активной части основных фондов на 100 м2 торговой площади; коэффициент механизации труда (доля работников, у которых труд механизирован более чем на 50%, в общей численности работающих) и коэффициент механизации работ (отношение затрат времени на выполнение работ механизированным путем к общим затратам рабочего времени).

      Для оценки эффективности использования  торговых площадей определяются такие  качественные показатели их использования, как товарооборот на 1 м2 торговой площади общий, в день, в смену, в час.

      Методами  факторного анализа могут быть определены величины влияния изменений факторов (торговой площади, количества отработанных дней за год, количества смен, средней  продолжительности смены и товарооборота  на 1 м2 за час) на изменение розничного товарооборота, и выявлены резервы его повышения. 

    1. Анализ  качества торгового обслуживания покупателей 
 

      Качество  торгового обслуживания населения (1)— обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, оказание дополнительных услуг покупателям, время (скорость) их обслуживания и т.п.

      Оценить качество обслуживания можно путем  специальных обследований (выполнения плана и динамики розничного товарооборота  в ассортиментном разрезе, внутригруппового ассортимента и достаточности его для удовлетворения покупательского спроса) и анкетного опроса покупателей по ряду важнейших характеристик. Качество обслуживания может быть оценено покупателями оценками «отличное» (Х1), «хорошее» (Х2), «удовлетворительное» (Х3) и «неудовлетворительное» (Х4). Изучение доли каждого вида ответов в общем их числе позволяет дать оценку качества торгового обслуживания населения. Для обобщающей оценки рассчитывается комплексный показатель качества обслуживания покупателей (Ккач): 

                                   (12.2) 

Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"