Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций
Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".
Чем выше значение показателя, тем лучше обслуживаются покупатели.
Если 0,90 < Ккач < 1,00 , то качество обслуживания считается отличным, 0,89 < Ккач< 0,90 — хорошим; 0,79 < Ккач < 0,80 — удовлетворительным, Ккач < 0,70 — неудовлетворительным.
Комплексный
показатель оценки качества торгового
обслуживания населения может определяться
и по другой методике: он приравнивается
к единице, а частные его показатели —
к определенной доле единицы. По каждому
частному показателю устанавливают максимальное
и минимальное значение. Специальная комиссия
на основе результатов обследования деятельности
магазина дает оценку каждому показателю
качества торгового обслуживания населения,
которые затем суммируются. Чем выше значимость
обобщающего показателя (на основе суммирования
частных коэффициентов-показателей), тем
выше качество торгового обслуживания.
12.6. Анализ
оптового товарооборота
Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей перепродажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям — для производственных целей и внерыночного потребления.
Основная
цель анализа торговой деятельности
оптовых предприятий —
Многие оптовые предприятия наряду с оптовой занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров. В составе последнего выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется прежде всего степенью выполнения плана и динамикой оптового товарооборота. Проводя анализ оптового товарооборота, определяют степень выполнения плана по общему объему оптовой реализации товаров, изучают ее динамику за несколько лет. Затем анализируется состав и структура товарооборота по разным признакам.
Изучается значимость (доля) товарооборота по каждому из следующих условий оплаты:
1) предварительная оплата (обычно применяется на товары, пользующиеся повышенным спросом, или на разовые заказы);
2) оплата по факту;
3) получение на реализацию (применяют при продаже товаров, спрос на которые невысок, снижается или не определен, а также для новых, еще не известных покупателям товаров);
4)
получение на консигнацию, т.е.
Определяются наиболее приемлемые условия оплаты с точки зрения объема товарооборота, значимости в обороте и перспектив развития.
При изучении оптового товарооборота по формам товародвижения его разделяют на складской и транзитный с участием и без участия в
расчетах. В анализе определяют динамику каждой из форм оборота, выявляют наиболее перспективную, динамичную или наибольшую по объему и удельному весу форму товародвижения.
Транзитная форма наиболее экономична, особенно без участия в расчетах оптового звена. Транзит обеспечивает минимальные издержки, значительно сокращает время обращения, т.е. ускоряет оборачиваемость товаров, способствует сохранению их качества. Однако транзитную форму реализации не всегда можно применить. Например, товары сложного ассортимента требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, для чего необходим их предварительный завоз на оптовые склады.
Удельный вес складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли (в основном от наличия складских помещений).
Целесообразность складской и транзитной поставок определяют на основе учета доходов, расходов, прибыли и рентабельности каждой из форм по каждому покупателю в отдельности, в разрезе партий товаров и товарных групп.
Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации (по рыночному и внерыночному). Поставка по рыночному направлению включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания — для производства пищи и реализации покупных товаров. К внерыночному направлению относится поставка товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд. Промышленным предприятиям товары поставляются для производственных нужд: для промышленной переработки и для промышленного потребления. В промышленную переработку входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определенной продукции. В промышленное потребление включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов.
Необходимым
элементом анализа будет
Анализ оптового товарооборота должен проводиться по отдельным покупателям. Проверяется выполнение договоров поставки по общему объему, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчетам за поставленные товары и разрабатываются меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств.
Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой торговле имеет не меньшее значение, чем в розничной.
Изучение равномерности выполнения плана оптовой реализации товаров по кварталам, месяцам оформляется так же, как и в розничной торговле. Анализ по меньшим промежуткам времени проводится исходя из специфики реализуемых товаров и других факторов, определяющих деятельность предприятия оптовой торговли.
Одной из основных задач оптовой торговли является совершенствование движения товаров от производства до потребителей. Этому содействует применение в управлении процессом доведения товаров до покупателей методов математического программирования и других инструментов логистики.
На
следующем этапе анализа
Основное внимание должно быть уделено трем группам факторов:
Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В приходную часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации является поступление платежей за поставленные покупателям товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных. Товарный баланс может также составляться и изучаться в целом по торговой фирме (по оптовой и розничной торговле).
Важным вопросом анализа является изучение качества поступивших товаров. Предупреждение завоза товаров низкого качества — одна из основных задач оптовой торговли. Необходимо установить, как осуществляется проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в ассортиментном разрезе), определить, сколько товаров было проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам, сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.
Анализ текущих товарных запасов, товарооборачиваемости на оптовых предприятиях практически аналогичен розничной торговле.
Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их анализ, прежде всего изучают выполнение планов по накоплению сезонных товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товары нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливается своевременность вовлечения товарных запасов в товарооборот.
Анализ
обеспеченности и использования
трудовых ресурсов и материально-технической
базы оптового предприятия проводят в
увязке с изучением выполнения плана и
динамики складской реализации. Методика
их анализа в основном такая же, как и в
розничной торговле.
12.7
Анализ издержек обращения
Затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, называют издержками обращения (1). К ним относятся следующие составляющие:
Издержки обращения торговых предприятий измеряются в сумме и по их уровню. Уровень издержек обращения (3) представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Это один из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий, показывающий, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров.
Задачи анализа издержек обращения — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованию путем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда.
Анализ издержек обращения розничного торгового предприятия обычно начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых периодов, расчета абсолютной экономии или перерасхода. Кроме того, должна быть дана оценка издержкам по их уровню в процентах к товарообороту. Отклонение по уровню издержек обращения (от плана или от данных прошлых периодов) называется размером снижения или повышения их уровня.
Для оценки издержек обращения может применяться также показатель затратоотдачи (2), определяемый отношением товарооборота к сумме издержек обращения.
Наряду с анализом издержек обращения по торговому предприятию в целом проводят их изучение в разрезе структурных подразделений: анализируется деятельность торговых подразделений, добившихся относительной экономии издержек обращения и допустивших их относительный рост; выясняют причины перерасхода и принимают меры по улучшению торговой и другой деятельности.
Далее переходят к анализу состава и структуры издержек обращения, выполнения плана и динамики отдельных статей расходов. Причем оценку выполнения плана и динамики условно-переменных издержек следует давать по их уровню, а условно-постоянные статьи изучаются прежде всего по абсолютным данным. Такое постатейное ознакомление с выполнением плана и динамикой расходов покажет, на какие статьи следует обратить особое внимание.
Для объективной оценки выполнения плана и динамики торговых расходов необходимо детально и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Обычно изучается влияние следующих факторов:
Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"