Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций
Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".
На следующем этапе анализа для выявления причин допущенного перерасхода или экономии, выявления возможностей и резервов снижения издержек, проводится более детальный анализ в разрезе отдельных статей и видов расходов.
В
оптовой торговле издержки обращения
включают расходы по транспортировке,
хранению, подработке, подсортировке
и оптовой реализации товаров. Они
обычно изучаются по уровню (в процентах
к обороту). Уровень издержек обращения
оптового торгового предприятия определяется
отношением их суммы к складскому и транзитному
товарообороту с участием в расчетах,
исчисленному в продажных ценах. Анализ
издержек обращения для предприятий оптовой
торговли не имеет принципиальных отличий
от аналогичного анализа в розничной торговле.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.
Основным источником формирования прибыли торговых организаций являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.
Кроме реализованных торговых надбавок предприятия торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации ценных бумаг и т.п. Однако основной составляющей доходов торговых организаций являются реализованные торговые надбавки (валовой доход).
Цель анализа финансовых результатов — выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей.
В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.
Для решения вышеназванных задач используются приемы и методы, характерные для анализа прибыли промышленных предприятий, поэтому будут рассмотрены лишь основные моменты, характеризующие специфику финансовых результатов в торговле.
Анализ финансовых результатов деятельности розничных торговых предприятий обычно начинают с изучения валового дохода как по сумме, так и по уровню (в процентах к обороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его
динамику,
измеряют влияние факторов, на сумму
и уровень реализованных
Общая сумма валового дохода торгового предприятия находится I пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц.
Далее изучают влияние факторов на средний уровень валового дохода. Он может изменяться в связи с изменением следующих факторов:
Анализ валового дохода должен проводиться в сравнении с рядом предыдущих лет по кварталам и полугодиям по каждому подразделению торгового предприятия.
Анализ
прибыли и рентабельности принципиальных
отличий от методики, применяемой на
промышленных предприятиях, не имеет.
Общественное питание — одна из основных отраслей сферы обращения, выполняющая социально-экономическую задачу по удовлетворению потребностей людей. Основными являются следующие особенности:
1)
предприятия общественного
Производственно-торговая деятельность предприятий питания характеризуется прежде всего показателями выпуска собственной продукции и товарооборота.
Собственная
продукция предприятий
Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления. В состав оптового товарооборота входит отпуск кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов, другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их доработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли — для продажи населению. В составе оптового товарооборота выделяется отдельно внутренний отпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий собственного производства своим производственно-торговым подразделениям. Розничный и оптовый товарооборота в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятия питания;
2)
специфичность товарных
3)
нормальные величины
Главной целью анализа хозяйственной деятельности предприятий питания является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества обслуживания потребителей, эффективности работы путем устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.
Так как предприятия общественного питания осуществляют свою деятельность и в сфере производства, и в сфере обращения, то при проведении анализа необходимо использовать элементы методик как промышленных, так и торговых предприятий.
Основные направления анализа, учитывающие специфику деятельности, можно представить в следующем виде:
1)
оценка качества и
2)
анализ производственно-
3) анализ издержек предприятия общественного питания:
4) анализ финансовых результатов деятельности предприятия общественного питания;
5) анализ финансового состояния предприятия;
6) обобщение результатов анализа и разработка мероприятий по улучшению деятельности.
Анализ
проводят по данным производственно-торгового
плана, бизнес-плана, прогнозов, бухгалтерской
и статистической отчетности, текущего
учета и других источников информации.
Основными являются квартальный и годовой
отчеты по общественному питанию, состоящие
из четырех разделов: в первом — подробная
информация о составе товарооборота; во
втором — данные о расходе продуктов в
ассортиментном разрезе, в натуральном
и стоимостном выражении; в третьем и четвертом
— наличие сети общественного питания.
Кроме того, здесь справочно показывается
количество произведенных предприятиями
общественного питания кондитерских,
колбасных, кулинарных изделий и копченостей.
Предприятия питания также составляют
краткие месячные отчеты о продаже и запасах
товаров в ассортиментном разрезе, в которых
приводится информация о розничном товарообороте
и реализации собственной продукции.
Ассортимент и качество продукции собственного производства должны соответствовать требованиям полноценного питания и рационального режима приема пищи, поэтому анализу качества и комплексности выпуска продукции должно быть уделено особое внимание.
Качество продукции собственного производства характеризуется прежде всего его калорийностью (энергетической ценностью), питательной полноценностью, разнообразием ассортимента, комплексностью обеденной продукции. Под калорийностью понимают содержание в продукции определенного количества калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных и других веществ. Обеденная продукция должна иметь определенный внешний вид, цвет, консистенцию, вкус и запах.
Качество продукции собственного производства во многом зависит от качества используемого сырья и полуфабрикатов, соблюдения норм их закладки, выполнения правил технологии производства пищи, квалификации поваров, внедрения новейшего оборудования, машин и т.д. Сырье, израсходованное на производство собственной продукции, списывают по нормам, установленным сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий. В сборнике на каждое блюдо и кулинарное изделие составлена отдельная рецептура, в которой указываются наименование продуктов, нормы их вложения по весу брутто и весу нетто (после первичной обработки сырья за вычетом отходов), а также нормы выхода готовых изделий и полуфабрикатов. Анализ качества обеденной и другой собственной продукции обычно начинают с изучения соблюдения этих норм.
Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"