Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Аристотель (384–322 до н.э.). 
Метафизика
 

Подлинной  реальностью обладают единичные  вещи.

Единичное  бытие вещи есть сочетание  формы и материи.

Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).

Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи). 

Каждая форма  может рассматриваться  как материя  для иной, более сложной формы.

Аристотель (384–322 до н.э.). 
Метафизика
 

Существуют 4 причины изменений в мире:

материальная (из чего?),

формальная (что это есть?),

действующая (откуда источник изменений?),

целевая (ради чего идет изменение?). 
 

Все 4 причины  стремятся к самореализации.  

Вечно движущийся  мир имеет вечную первопричину  движения – перводвигатель. Это  чистая форма, Ум созерцающий  самого себя. 

Аристотель (384–322 до н.э.). 
Учение о познании.
 

  • Выделяются  чувственное восприятие и интеллектуальное  знание.
  • Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах, однако не способно к постижению всеобщего и необходимого знания.
  • Интеллектуальное знание, основанное на деятельности разума, предусматривает постижение всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.

Аристотель. 
Учение о человеке.
 

  • Человек  – единство души и тела. Душа  и тело неразрывно связаны  друг с другом; отдельное существование  души невозможно.
  • Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели.
  • Добродетель включает в себя следование добропорядочной цели и выбор правильных средств для ее достижения.
  • Добродетели бывают интеллектуальные и этические. Первые формируются путем обучения, вторые – как результат привычки.
  • Высшая добродетель - справедливость (ориентация на достижение общего блага).

Аристотель. 
Социально-политическое учение.
 

  • Государство  – объединение родов и поселений  для достижения счастливой жизни  под властью единого права.
  • Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении.
  • Выделяются три правильные и три неправильные формы государства в зависимости от наличия в государстве разумных и справедливых законов.
  • Правильные формы: Неправильные формы:
  • монархия                                       тирания
  • аристократия                                  олигархия
  • полития                                        демократия

Эллинистически-римская  философия 

  • Формируется  в условиях крушения древнегреческих  полисов и подчинением последних  монархиям Ближнего Востока, а  затем Римской империи.
  • В данных условиях, с одной стороны, влияние древнегреческой культуры и философии распространяется на весь регион Средиземноморья, в результате чего с 1 в. до н.э. формируется римская философия, с другой, происходят изменения в рамках самой античной философии.
  • Основные черты эллинистически-римской философии:
  • - ориентация на анализ индивидуальной жизнь отдельного человека;
  • - акцент на морально-этических проблемах;
  • - социальный пессимизм;
  • - гносеологический скептицизм.

Эллинистически-римская  философия. Основные  философские школы 

  • Скептицизм
  • Эпикуреизм
  • Стоицизм
  • Неоплатонизм

Скептицизм 

  • Формируется  в 4-3 вв. до н.э.
  • Основоположник – Пиррон
  • Основные идеи:
  • Главная цель человеческой жизни – атараксия (покой, невозмутимость, безмятежность).
  • Основное препятствие на пути к атараксии – тяга человека к знанию. Познание – разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны.
  • Путь достижения атараксии – воздержание от суждений о вещах, «следование жизни без мнения».

Эпикуреизм 

  • Формируется  в 4-3 в. до н.э.
  • Основоположник – Эпикур
  • Основные идеи:
  • Главная цель человеческой жизни – атараксия (покой, невозмутимость, безмятежность).
  • Источник счастья – удовольствие, т.е. душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.
  • Основной принцип эпикурейской этики – «живи незаметно».

Стоицизм 

  • Формируется  в 4-3 вв. до н.э. Достигает расцвета  в Древнем Риме в 1-2 вв. н.э.
  • Основные представители: Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий

Основные  идеи:

  • Главная цель человеческой жизни – апатия (невозмутимость, бесстрастие).
  • Фатализмвсе в мире повинуется закону судьбы, неотвратимой необходимости.
  • Идеал мудреца: «мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит». Большинство людей отягощено различными мимолетными заботами и стремлениями, что не позволяет им достичь апатии; мудрец, познавший фатализм мироздания, достигает душевного спокойствия, основанного на отказе от попыток изменить жизнь.
  • Идея духовной автономии личности: Внутренняя свобода в отношении к различным вещам и в принятии решений. Высшая добродетель заключается в том, что все то, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле.

Неоплатонизм 

  • Время  функционирования: 3-6 вв. н.э.
  • Основные представители: Плотин, Прокл.

Основные  идеи:

  • Абсолютное бытие и первоначало мира – Единое, из которого постепенно, путем эманации (постепенное нисхождение от совершенства к несовершенству) рождаются:
  • Ум (содержащий в себе совокупность эйдосов-идей);
  • мировая душа (творческое, активное начало в мире, способствующее соединению идей с материей и образованию чувственно воспринимаемых предметов);
  • все объекты природного мира, в том числе люди.
  • Существование человека характеризуется противоречивостью: душа тянет его к идеальному миру, добру, к возвращению к Единому; тело – к материальным заботам, ко злу.
  • Задача человека – преодоление материальных страстей и пороков и стремление к соединению с Единым путем, главным образом, путем мистического познания.

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"