Аристотель
(384–322 до н.э.).
Метафизика
Подлинной
реальностью обладают единичные
вещи.
Единичное
бытие вещи есть сочетание
формы и материи.
Материя
– то, из чего состоит вещь (возможность
формы).
Форма –
то, что придает вещи качественную определенность
(действительность материи).
Каждая форма
может рассматриваться как материя
для иной, более сложной формы.
Аристотель
(384–322 до н.э.).
Метафизика
Существуют
4 причины изменений в мире:
материальная
(из чего?),
формальная
(что это есть?),
действующая
(откуда источник изменений?),
целевая
(ради чего идет изменение?).
Все 4 причины
стремятся к самореализации.
Вечно движущийся
мир имеет вечную первопричину
движения – перводвигатель. Это
чистая форма, Ум созерцающий
самого себя.
Аристотель
(384–322 до н.э.).
Учение о познании.
- Выделяются
чувственное восприятие и интеллектуальное
знание.
- Чувственное
восприятие является основой познания.
Оно дает знание о единичных вещах, однако
не способно к постижению всеобщего и
необходимого знания.
- Интеллектуальное
знание, основанное на деятельности разума,
предусматривает постижение всеобщего
и необходимого. Оно – основание мудрости.
Аристотель.
Учение о человеке.
- Человек
– единство души и тела. Душа
и тело неразрывно связаны
друг с другом; отдельное существование
души невозможно.
- Сущность
человеческого существования составляет
его общественный характер. Общественная
жизнь людей – источник нравственности
и добродетели.
- Добродетель
включает в себя следование добропорядочной
цели и выбор правильных средств для ее
достижения.
- Добродетели
бывают интеллектуальные и этические.
Первые формируются путем обучения, вторые
– как результат привычки.
- Высшая
добродетель - справедливость (ориентация
на достижение общего блага).
Аристотель.
Социально-политическое
учение.
- Государство
– объединение родов и поселений
для достижения счастливой жизни
под властью единого права.
- Полноправными
гражданами государства являются только
те, кто обладает собственностью и участвует
в управлении.
- Выделяются
три правильные и три неправильные
формы государства в зависимости от наличия
в государстве разумных и справедливых
законов.
- Правильные
формы: Неправильные
формы:
-
монархия
тирания
- аристократия
олигархия
-
полития
демократия
Эллинистически-римская
философия
- Формируется
в условиях крушения древнегреческих
полисов и подчинением последних
монархиям Ближнего Востока, а
затем Римской империи.
- В данных
условиях, с одной стороны, влияние древнегреческой
культуры и философии распространяется
на весь регион Средиземноморья, в результате
чего с 1 в. до н.э. формируется римская
философия, с другой, происходят изменения
в рамках самой античной философии.
- Основные
черты эллинистически-римской философии:
- - ориентация
на анализ индивидуальной жизнь отдельного
человека;
- - акцент
на морально-этических проблемах;
- - социальный
пессимизм;
- - гносеологический
скептицизм.
Эллинистически-римская
философия. Основные
философские школы
- Скептицизм
- Эпикуреизм
- Стоицизм
- Неоплатонизм
Скептицизм
- Формируется
в 4-3 вв. до н.э.
- Основоположник
– Пиррон
- Основные
идеи:
- Главная
цель человеческой жизни – атараксия
(покой, невозмутимость, безмятежность).
- Основное
препятствие на пути к атараксии – тяга
человека к знанию. Познание – разрушительная
сила. Всякие утверждения и отрицания
вредны.
- Путь достижения
атараксии – воздержание
от суждений о вещах, «следование жизни
без мнения».
Эпикуреизм
- Формируется
в 4-3 в. до н.э.
- Основоположник
– Эпикур
- Основные
идеи:
- Главная
цель человеческой жизни – атараксия
(покой, невозмутимость, безмятежность).
- Источник
счастья – удовольствие, т.е. душевное
равновесие, когда человек сохраняет свободу
от всяких страстей – и от чрезмерных
радостей, и от чрезмерной скорби.
- Основной
принцип эпикурейской этики – «живи незаметно».
Стоицизм
- Формируется
в 4-3 вв. до н.э. Достигает расцвета
в Древнем Риме в 1-2 вв. н.э.
- Основные
представители: Зенон из Китиона, Сенека,
Марк Аврелий
Основные
идеи:
- Главная
цель человеческой жизни – апатия
(невозмутимость, бесстрастие).
- Фатализм
– все в мире повинуется
закону судьбы, неотвратимой
необходимости.
- Идеал
мудреца: «мудрец добровольно повинуется
року, неразумного же судьба тащит». Большинство
людей отягощено различными мимолетными
заботами и стремлениями, что не позволяет
им достичь апатии; мудрец, познавший фатализм
мироздания, достигает душевного спокойствия,
основанного на отказе от попыток изменить
жизнь.
- Идея
духовной автономии
личности: Внутренняя свобода в отношении
к различным вещам и в принятии решений.
Высшая добродетель заключается в том,
что все то, что совершает человек, он должен
делать осознанно и по собственной воле.
Неоплатонизм
- Время
функционирования: 3-6 вв. н.э.
- Основные
представители: Плотин, Прокл.
Основные
идеи:
- Абсолютное
бытие и первоначало мира – Единое,
из которого постепенно, путем эманации
(постепенное нисхождение от совершенства
к несовершенству) рождаются:
-
Ум (содержащий в себе совокупность
эйдосов-идей);
-
мировая душа (творческое, активное
начало в мире, способствующее
соединению идей с материей и образованию
чувственно воспринимаемых предметов);
- все
объекты природного мира, в том числе люди.
- Существование
человека характеризуется противоречивостью:
душа тянет его к идеальному миру, добру,
к возвращению к Единому; тело – к материальным
заботам, ко злу.
- Задача
человека – преодоление материальных
страстей и пороков и стремление к соединению
с Единым путем, главным образом, путем
мистического познания.