Формы
метатеоретического
знания
- Научная
картина мира – форма научного знания,
выражающая особенности системной организации
исследуемой реальности. Она складывается
в результате синтеза знаний, получаемых
в различных науках, и содержит общие представления
о мире, вырабатываемые на соответствующих
стадиях развития науки.
- Идеалы
и нормы научного исследования. Выражают
ценностные и целевые установки науки,
отвечая на вопросы: для чего нужны те
или иные познавательные действия, какой
тип знания должен быть получен в результате,
каким способом получить это знание.
- Философские
основания науки. Включают в себя философские
идеи и принципы, которые обосновывают
как идеалы и нормы науки, так и содержательные
представления научной картины мира, а
также обеспечивают включение научного
знания в культуру. Это прежде всего представления
о всеобщих предпосылках и общей направленности
познавательных процессов.
Понятие
метода научного
познания
- Метод
– это совокупность разнообразных приемов,
операций и средств практического и теоретического
освоения действительности.
- На уровне
повседневной практической деятельности
метод формируется стихийно и только позже
осознается людьми. В сфере науки метод
формируется сознательно и целенаправленно.
- Научному
методу свойственны следующие признаки:
- 1) ясность
или общедоступность;
- 2) отсутствие
стихийности в применении;
- 3) направленность
или способность обеспечивать достижение
цели;
- 4) плодотворность
или способность достигать не только намеченные,
но и не менее значимые побочные результаты;
- 5) надежность
или способность с высокой степенью достоверности
обеспечивать желаемый результат;
- 6) экономичность
или способность давать результат с наименьшими
затратами средств и времени.
Методы
научного познания
- Выделяют
следующие группы методов научного
познания:
- 1) философские
методы (задают наиболее общие регулятивы
исследования – диалектический, метафизический
и др.);
- 2) общенаучные
методы (характерны для целого ряда
отраслей научного знания; они мало зависят
от специфики объекта исследования и типа
проблем, но при этом зависят от уровня
и глубины исследования);
- 3) частнонаучные
методы (применяются в рамках отдельных
специальных научных дисциплин; отличительной
особенностью этих методов является их
зависимость от характера объекта исследования
и специфики решаемых задач).
Общенаучные
методы
- В структуре
общенаучных методов выделяют:
- 1) общелогические,
применяемые в любом акте познания и на
любом уровне.;
- 2) методы
эмпирического исследования, применяемые
на эмпирическом уровне исследования;
- 3) методы
теоретического исследования, применяемые
на теоретическом уровне исследования.
Общелогические
методы
- Анализ
– расчленение целостного предмета на
составляющие части (признаки, свойства,
отношения) с целью их всестороннего изучения.
- Синтез
– соединение ранее выделенных частей
(сторон, признаков, свойств, отношений)
предмета в единое целое.
- Абстрагирование
– мысленное отвлечение от ряда признаков,
свойств и отношений изучаемого объекта
при одновременном выделении для рассмотрения
тех из них, которые интересуют исследователя.
- Обобщение
– прием мышления, в результате которого
устанавливаются общие свойства и признаки
объектов.
- Индукция
– метод исследования, в котором общий
вывод строится на основе частных посылок.
- Дедукция
– метод исследования, посредством которого
из общих посылок следует заключение частного
характера.
- Аналогия
– прием познания, при котором на основе
сходства объектов в одних признаках заключают
об их сходстве и в других признаках.
Методы
эмпирического познания
- Наблюдение
–целенаправленное восприятие явлений,
в ходе которого мы получаем знание о внешних
сторонах, свойствах и отношениях изучаемых
объектов.
- Описание
– фиксация средствами естественного
или искусственного языка данных наблюдения.
В ходе описания проводится измерение
и сравнение явлений.
- Сравнение
– метод, выявляющий сходство или различие
объектов (либо ступеней развития одного
и того же объекта), т.е. их тождество и
различия.
- Измерение
– метод исследования, при котором устанавливается
отношение одной величины к другой, служащей
эталоном, стандартом.
- Эксперимент
– метод исследования, при помощи которого
определенный объект изучается в контролируемых
и управляемых условиях. Эксперимент применяется
либо для создания ситуации, позволяющей
исследовать объект в чистом виде, либо
для проверки уже существующих гипотез
и теорий, либо для формулировки новых
гипотез и теоретических представлений.
Методы
теоретического познания
- Идеализация
– метод исследования, состоящий
в мысленном конструировании
представления об объекте путем
исключения условий, необходимых
для его реального существования.
- Моделирование
– изучение объекта путем создания и исследования
его копии (модели), замещающей оригинал
с определенных сторон, интересующих познание.
- Мысленный
эксперимент – метод исследования,
основанный на комбинации образов, материальная
реализация которых невозможна. Данный
метод формируется на основе идеализации
и моделирования.
- Формализация
– метод исследования, в основе которого
лежит создание обобщенной знаковой модели
некоторой предметной области, позволяющей
обнаружить ее структуру и закономерности
протекающих в ней процессов путем операций
со знаками.
Методы
теоретического познания (как
способы формирования
теории)
- Аксиоматический
метод – способ построении научной
теории, при котором за ее основу принимаются
некоторые положения, не требующие специального
доказательства (аксиомы или постулаты),
из которых все остальные положения выводятся
при помощи формально-логических доказательств.
- Гипотетико-дедуктивный
метод – способ построения научной
теории, в основе которого лежит создание
системы взаимосвязанных гипотез, из которых
затем путем дедуктивного развертывания
выводится система частных гипотез, подлежащая
опытной проверке.
- Метод
исторического и логического
анализа. Исторический анализ требует
описания фактической истории объекта
во всем разнообразии его существования.
Логический анализ – это мысленная реконструкция
истории объекта, очищенная от всего случайного,
несущественного и сосредоточенная на
выявлении сущности.