- В качестве
схемы развития любой формы
бытия и мышления используется
триада:
- Тезис
– утверждение чего-либо
- Антитезис
– утверждение, противоположное тезису
- Синтез
– объединение противоположных утверждений.
- Законы
диалектики:
закон единства
и борьбы противоположностей;
закон взаимосвязи
количественных и качественных изменений;
закон отрицания
отрицания.
Схема
Г. Гегеля, описывающая
саморазвитие Абсолютной
идеи
- В своем
развитии Абсолютная Идея проходит
три этапа:
1) находится в лоне чистого мышления, где
раскрывает свое содержание в системе
взаимно связанных и переходящих друг
в друга по законам диалектической логики
логических категорий;
2) отчуждается в природу, т.е. природа –
это ее инобытие;
3) познает свое собственное содержание
(«возвращается к самой себе») в Абсолютном
Духе, т.е. в различных формах человеческого
мышления и деятельности.
- Саморазвитие
Духа идет по трем ступеням:
- «субъективный
дух» - индивидуальное человеческое сознание;
- «объективный
дух» - человеческое общество и три его
формы: право, нравственность и государство;
- «абсолютный
дух» - искусство, религия, философия.
Философия
истории Г. Гегеля
- История
человеческого общества представляет
собой процесс раскрытия определенного
содержания Абсолютной Идеи в
форме Объективного духа.
- Развитие
человеческого общества подчинено законам
диалектической логики, что выражается
в смене исторических форм социального
устройства.
- На каждой
определенной ступени исторического процесса
Абсолютная Идея выбирает отдельные народы,
в развитии которых наиболее полно выражается
определенный этап саморазвития Объективного
духа.
- В истории
человечества нет места случайности. Отдельные
люди и социальные группы – инструменты
для раскрытия внутреннего содержания
Объективного духа («хитрость Разума»).
Людвиг
Фейербах
«Сущность
христианства» (1841)
«Основные
положения философии будущего» (1843).
Основная
философская проблема – проблема
человека
Антропологический
материализм Л.Фейербаха
- Основной
предмет философии – человек
как наиболее совершенная часть
вечной природы.
- Природа,
материальный мир рассматривается в качестве
первичного элемента бытия, а не «мыслящее
Я» или «абсолютная идея» (материализм).
- Человек
понимается как прежде всего материальное,
природное существо. Духовное начало формируется
на основе природного, а не наоборот. Дух
и тело – две стороны той реальности, которая
называется человеческим организмом.
- Мышление
не является единственной характеристикой
человека; значимость имеют и другие атрибуты
человеческого существования.
- Главным
источником познания и высшим критерием
истинности знаний является чувственный
опыт.
Критика
идеализма в философии
Л.Фейербаха
- Философский
идеализм является прямым продолжением
религии. Идеализм – это ничто
иное как рационализированная
религия.
- Отношение
к религии, имеющей в основании понятие
Бога, критическое: не Бог творит человека,
а человек создает Бога.
- Религия
и близкий к ней по духу идеализм возникают
из отчуждения человеческой сущности,
посредством приписывания Богу, Абсолютной
Идее, Мировому Разуму тех атрибутов, которые
в действительности принадлежат самому
человеку.
- Идеализм
необходимо отвергнуть, так как он подменил
конкретного человека абстракцией, а подлинную
философию - религией.
Этика
Л. Фейербаха
- Человеческое
существование реализуется в
диалоге личностей, «Я» и «Ты».
- Сущностью
и целью человеческой жизни, а также решающей
силой общественного прогресса, является
любовь человека к человеку.
- Любовь
к Богу (как отчужденная форма подлинной
любви) должна уступить место любви к другим
людям.
- Принцип
разумного эгоизма: Человек не в состоянии
обрести счастье в одиночку - между его
счастьем и счастьем окружающих его людей,
пролегает непосредственная связь. Чтобы
люди были счастливы, они должны любить
друг друга.
- Реализация
высоких нравственных принципов в межчеловеческих
отношениях может стать основой преобразования
общества на принципах гуманизма.