Духовная
подсистема общества
Основу
составляет духовное
производство.
Процесс
духовного производства
предполагает получение
новых идей, прикладных
и фундаментальных.
В связи с этим
можно говорить
о функции производства
знания об этих
идеях и распространении
этого знания. Эту
функцию осуществляют
общеобразовательная
и высшая школа,
культурно-просветительные
учреждения, средства
массовой информации.
Есть
еще одна важная
функция духовного
производства - производство
общественного мнения.
Факторы
социальной динамики
- Социальная
динамика характеризует многообразные
изменения, происходящие в течение определенного
времени в обществе как целостной системе,
в социальной структуре, в социальных
общностях, группах, институтах, в социальных
статусах и ролях отдельных личностей,
в их взаимодействиях между собой и любыми
структурными элементами общества.
- Факторы
социальной динамики
бывают:
- Объективные:
социально-экономические (уровень развития
экономики, ее характер, потребности, уровень
развития науки и техники), природно-географические
(климат, ландшафт, наличие или отсутствие
природных ресурсов), демографические
(количество и качество населения, соотношение
поколений);
- Субъективные:
сознание людей, их духовный мир, социальный
опыт, менталитет, традиции, обычаи, духовные
ценности, цели, интересы.
- Объективные
факторы формируются независимо от сознания
и воли как отдельных индивидов, так и
общества; субъективные являются результатом
сознательной деятельности людей.
Субъекты
социальной динамики
- Это
все люди, поскольку они включены
в процесс материального производства,
политическую и духовную жизнь,
но субъектами они становятся
лишь в той мере, в которой
осознают социальное значение
своей деятельности и направленность
исторического процесса.
- В качестве
субъектов социальной динамики могут
выступать народные массы, классы, социальные
слои и группы, нации, элиты общества, отдельные
личности.
Движущие
силы социального
развития
- Потребности
– недостаток в чем-либо, все то, что необходимо
для существования людей. Осознание потребностей
приводит к формированию интересов.
- Интересы
– осознанные потребности; оптимальные
в данных условиях пути и средства удовлетворения
потребностей.
- Цели
– предвосхищаемые результаты деятельности.
Наиболее значимые цели могут выступать
как идеалы. Каждый человек созидает
свои цели и идеалы, исходя из собственных
интересов.
Формы
социального развития
- Социальная
эволюция предусматривает постепенные
количественные изменения, преимущественно
необратимого характера, протекающие
в различных социальных системах и общностях
(экономика, политика, культура, социальные
отношения). Основная их особенность заключается
в том, что они представляют собой процесс
постепенного накопления новых элементов,
свойств, функций, приводящих в конечном
счете к изменению системы. Социальная
эволюция может осуществляться либо путем
стихийных изменений (урбанизация, миграции),
либо путем целенаправленных действий
социальных институтов (социальные реформы).
- Социальная
революция предусматривает изменения
прежде всего не количественного, а качественного
характера, направленные на радикальное
преобразование социальной системы (экономики,
политической сферы, науки). Данные изменения
неразрывно связаны с социальным кризисом
и без нарастания кризисных явлений, как
правило, не происходят. Изменения захватывают
основные структуры и функции социальной
системы, а не второстепенные.
Направленность
социального развития
- Социальный
прогресс – направленность изменений,
при которой осуществляется переход от
более низкого уровня развития социальной
системы к более высокому, при котором
социальная система обладает более сложно
организованной структурой и более эффективными
функциями.
- Социальный
регресс – направленность изменений,
при которой осуществляется переход от
более высокого уровня развития социальной
системы к более низкому, при котором социальная
система обладает менее сложно организованной
структурой и менее эффективными функциями.
- Большинство
социальных явлений сложно однозначно
определить с точки зрения прогресса или
регресса.
Проблема
единства и многообразия
исторического процесса
- Понятие
общества сочетается с представлениями
о странах и народах, существовавших
в различные эпохи в разных
регионах планеты. Первое, что бросается
в глаза при их сравнении
– это непохожесть, уникальность
этих стран. Это и порождает
представление об истории человечества
как сосуществовании отдельных,
неповторимых и уникальных форм
общества.
- Но как
бы ни отличались друг от друга эти страны,
в их организации мы обнаруживаем общие
для всех элементы: материальное производство,
социальная структура, политические институты,
духовная жизнь. Это обстоятельство формирует
представление о наличии всеобщих, универсальных
форм организации человеческого общества,
о единстве и целостности его истории.
Линейные
и нелинейные интерпретации
исторического процесса
- Линейный
подход ориентирует на понимание
истории как единого процесса поступательного
развития, в соответствии с чем выделяют
основные стадии в развитии человечества.
- Нелинейный
подход отрицает наличие единых закономерностей
в развитии человечества и рассматривает
его развитие как историю отдельных стран,
народов или регионов.
- Наиболее
последовательное выражение линейная
интерпретация исторического процесса
находит в рамках формационного подхода,
а нелинейная – в рамках цивилизационного
подхода.
Формационный
подход в понимании
исторического процесса
- Формируется
в рамках марксизма.
- Согласно
данному подходу
все страны и народы проходят в своем развитии
через ряд последовательно сменяющих
друг друга общественно-экономических
формаций (первобытной, рабовладельческой,
феодальной, капиталистической).
- Общественно-экономическая
формация – это конкретно-исторический
тип общества, находящегося на определенной
ступени исторического развития, который
характеризуется свойственными ему связями,
отношениями и формами организации людей
и функционирует и развивается по своим
специфическим законам на основе определенного
способа производства.
- Способ
производства выступает в качестве базиса
формации. Все другие сферы общественной
жизни (политика, духовная жизнь и т.д.)
образуют надстройку, зависимую от способа
производства.
- Переход
от одной формации к другой обусловлен
изменениями в структуре способа производства.
Цивилизационный
подход в понимании
исторического процесса
- Формируется
в рамках ряда философско-исторических
концепций (О.Шпенглер, А. Тойнби и
т.д.).
- Согласно
данному подходу единой истории человечества
нет, а есть история отдельных цивилизаций,
каждая из которых имеет свой собственный
неповторимый путь развития (западная,
исламская, китайская, индийская и др.
цивилизации).
- Цивилизация
– это устойчивое культурно-историческое
сообщество людей, отличающееся общностью
духовных ценностей, особенностей экономической,
социальной, политической, духовной жизни,
типа личности, наличием общих этнических
признаков и соответствующих географических
границ.