Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Духовная  подсистема общества 

    Основу  составляет духовное  производство.

    Процесс  духовного производства  предполагает получение  новых идей, прикладных  и фундаментальных. В связи с этим  можно говорить  о функции производства  знания об этих  идеях и распространении  этого знания. Эту  функцию осуществляют  общеобразовательная  и высшая школа, культурно-просветительные  учреждения, средства  массовой информации.

    Есть  еще одна важная  функция духовного  производства - производство  общественного мнения. 

Факторы  социальной динамики 

  • Социальная  динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и любыми структурными элементами общества.
  • Факторы социальной динамики бывают:
  • Объективные: социально-экономические (уровень развития экономики, ее характер, потребности, уровень развития науки и техники), природно-географические (климат, ландшафт, наличие или отсутствие природных ресурсов), демографические (количество и качество населения, соотношение поколений);
  • Субъективные: сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, традиции, обычаи, духовные ценности, цели, интересы.
  • Объективные факторы формируются независимо от сознания и воли как отдельных индивидов, так и общества; субъективные являются результатом сознательной деятельности людей.

Субъекты  социальной динамики 

  • Это  все люди, поскольку они включены  в процесс материального производства, политическую и духовную жизнь, но субъектами они становятся  лишь в той мере, в которой  осознают социальное значение  своей деятельности и направленность  исторического процесса.
  • В качестве субъектов социальной динамики могут выступать народные массы, классы, социальные слои и группы, нации, элиты общества, отдельные личности.

Движущие  силы социального  развития 

  • Потребности – недостаток в чем-либо, все то, что необходимо для существования людей. Осознание потребностей приводит к формированию интересов.
  • Интересы – осознанные потребности; оптимальные в данных условиях пути и средства удовлетворения потребностей.
  • Цели – предвосхищаемые результаты деятельности. Наиболее значимые цели могут выступать как идеалы. Каждый человек созидает свои цели и идеалы, исходя из собственных интересов.

Формы  социального развития 

  • Социальная  эволюция предусматривает постепенные количественные изменения, преимущественно необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях (экономика, политика, культура, социальные отношения). Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих в конечном счете к изменению системы. Социальная эволюция может осуществляться либо путем стихийных изменений (урбанизация, миграции), либо путем целенаправленных действий социальных институтов (социальные реформы).
  • Социальная революция предусматривает изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы (экономики, политической сферы, науки). Данные изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят. Изменения захватывают основные структуры и функции социальной системы, а не второстепенные.

Направленность  социального развития 

  • Социальный  прогресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более низкого уровня развития социальной системы к более высокому, при котором социальная система обладает более сложно организованной структурой и более эффективными функциями.
  • Социальный регресс – направленность изменений, при которой осуществляется переход от более высокого уровня развития социальной системы к более низкому, при котором социальная система обладает менее сложно организованной структурой и менее эффективными функциями.
  • Большинство социальных явлений сложно однозначно определить с точки зрения прогресса или регресса.

Проблема  единства и многообразия  исторического процесса 

  • Понятие  общества сочетается с представлениями  о странах и народах, существовавших  в различные эпохи в разных  регионах планеты. Первое, что бросается  в глаза при их сравнении  – это непохожесть, уникальность  этих стран. Это и порождает  представление об истории человечества  как сосуществовании отдельных, неповторимых и уникальных форм  общества.
  • Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем общие для всех элементы: материальное производство, социальная структура, политические институты, духовная жизнь. Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории.

Линейные  и нелинейные интерпретации  исторического процесса 

  • Линейный  подход ориентирует на понимание истории как единого процесса поступательного развития, в соответствии с чем выделяют основные стадии в развитии человечества.
  • Нелинейный подход отрицает наличие единых закономерностей в развитии человечества и рассматривает его развитие как историю отдельных стран, народов или регионов.
  • Наиболее последовательное выражение линейная интерпретация исторического процесса находит в рамках формационного подхода, а нелинейная – в рамках цивилизационного подхода.

Формационный  подход в понимании  исторического процесса 

  • Формируется  в рамках марксизма.
  • Согласно данному подходу все страны и народы проходят в своем развитии через ряд последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической).
  • Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, который характеризуется свойственными ему связями, отношениями и формами организации людей и функционирует и развивается по своим специфическим законам на основе определенного способа производства.
  • Способ производства выступает в качестве базиса формации. Все другие сферы общественной жизни (политика, духовная жизнь и т.д.) образуют надстройку, зависимую от способа производства.
  • Переход от одной формации к другой обусловлен изменениями в структуре способа производства.

Цивилизационный  подход в понимании  исторического процесса 

  • Формируется  в рамках ряда философско-исторических  концепций (О.Шпенглер, А. Тойнби и  т.д.).
  • Согласно данному подходу единой истории человечества нет, а есть история отдельных цивилизаций, каждая из которых имеет свой собственный неповторимый путь развития (западная, исламская, китайская, индийская и др. цивилизации).
  • Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей, особенностей экономической, социальной, политической, духовной жизни, типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ.

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"