Проблема
истины в неклассической
философии
- Развитие
философии и науки в 19-20 вв. привело
к критическому переосмыслению
постулатов классической концепции
истины.
- Выяснилось,
что:
- - объекты
реальности не существуют независимо
от познающего субъекта, они всегда обусловлены
уровнем его знаний, чувственного восприятия
и абстрактного мышления;
- - соответствие
знаний реальности не является простым
и однозначным копированием реальности;
- - некоторый
критерий истины должен быть в свою очередь
доказан на основе другого критерия.
Преодоление
этих недостатков классической
концепции истины осуществлялось
в двух направлениях:
- совершенствование
этой концепции посредством решения ее
проблем;
- разработка
альтернативных концепций истины.
Подходы
в неклассической
философии, опирающиеся
на классическую
концепцию истины
- Диалектико-материалистическая
- Семантическая
Диалектико-материалистическая
концепция истины
- Разработана
в рамках марксизма.
- Основные
положения:
- истина
всегда носит объективный характер (включает
в себя содержание, не зависящее от человека
и человечества);
- процесс
познания – это процесс восхождения от
истин относительных к абсолютной истине
(от неполного и приблизительного до полного
и исчерпывающего знания об объекте);
- истина
всегда конкретна (свойство истины, основанное
на знании реальных связей и закономерностей
объекта, учете условий, места, времени,
в которых сформулированы истины);
- единственным
надежным и объективным критерием определения
истины является практика.
Семантическая
концепция истины
- Разработана
в рамках неопозитивизма. Основной
представитель – польский логик,
математик и философ первой
половины 20 в. А.Тарский.
- Основные
положения:
- истина
должна соответствовать требованию материальной
адекватности (знанию должен соответствовать
реально существующий объект);
- истина
должна соответствовать требованию формальной
непротиворечивости (знание должно соответствовать
правилам формальной логики).
Подходы
в неклассической
философии, альтернативные
классической концепции
истины
- прагматическая
концепция: истинными являются только
такие знания, которые являются полезными
для человека и эффективными в качестве
средства познания (Ч.Пирс, П. Бриджмен);
- конвенционалистская
концепция: истина понимается как соглашение
между членами научного сообщества, которое
определяется свободным выбором научно-методологического
аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);
- когерентная
концепция: истина понимается как знание
логически непротиворечивое (Р.Карнап,
О.Нейрат).