gn="center">
Основные
философские проблемы
схоластики
- Проблема
соотношения веры и разума
- Проблема
происхождения универсалий (общих понятий)
- Проблема
сущности Бога и соотношения Бога и мира
Проблема
соотношения веры
и разума
- 3 основных
подхода:
- «Вера
выше разума» - в соответствии в традицией
патристики рассматривается как высшая
способность и универсальная методологическая
установка познания, делающая возможным
путь разума к постижению знания (Ансельм
Кентерберийский);
- 2) Принцип
гармонии веры и разума - Вера и разум являются
двумя созданными Богом способностями
познания и направлены на постижение одного
и того же предмета - Бога и созданного
им мира. Тем самым они дополняют друг
друга и потому имеют одинаковое право
на существование (Фома Аквинский).
- 3) Принцип
двойственной истины – вера и разум не противоречат являются двумя самостоятельными и равноправными познавательными способностями, имеющими различный предмет. Вера направлена на постижение Бога и духовных предметов; разум – на познание – материального мира. Следовательно, философия как форма выражения разума, и богословия как форма выражения веры, не должны быть зависимы друг от друга (Уильям
Оккам).
Проблема
происхождения универсалий (общих
понятий)
- 3 основных подхода:
- Реализм
- общие понятия образуют особые самостоятельные
сущности, которые существуют вне мира
и независимо от него; универсалии образуют
идеальный и самодостаточный мир, который
пронизывает мир материальный и придает
ему форму и качественную определенность
(Ансельм Кентерберийский).
- Номинализм - общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются только единичные вещи (Иоанн Росцелин).
- Концептуализм – общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей, однако, они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).
Проблема
сущности Бога
и соотношения
Бога и мира
- Иррационализм:
- Сущность
Бога недоступна для человеческого разума.
Также не возможно на основании человеческой
рациональной логики объяснить соотношение
Бога и мира. Главная суть действий Бога
состоит в его воле; однако, характер проявления
этой воли не непознаваем (Дунс Скотт,
Уильям Оккам).
- Рационализм:
- Сущность
Бога составляет разум. Бог создает мир
и управляет им согласно рациональному
плану. Разумные законы мироздания являются
проявлением рациональности Бога. Поскольку
человек наделен разумом, оно способен
частично познать сущность Бога и его
отношение к миру и рационально доказать
существование Бога (Фома Аквинский
Рациональные
доказательства существования
Бога (Фома Аквинский)
- 1)
Мир есть движение, каждая движущаяся
вещь имеет свой источник движения. Следовательно,
должен быть некий перводвигатель, давший
первотолчок всему движению. Это Бог.
- 2)
Мир есть совокупность взаимодействующих
причин и следствий. В таком случае должна
быть исходная первопричина всего сущего.
Это Бог.
- 3)
В мире присутствует необходимость и закономерность.
Определенным законам подчиняется движение
планет, земных вещей, жизнь людей. Следовательно,
должен быть источник всеобщей необходимости.
Это Бог.
- 4)
Мир представляет собой многоступенчатую
пирамиду, каждая из последующих ступеней
которой более совершенна, чем предыдущая.
Но в этой пирамиде должно быть высшее,
абсолютное совершенство. Это Бог.
- 5)
Окружающий мир един, целесообразен, исполнен
глубинного смысла. Каков же источник
этой целесообразности? Это Бог.