Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:47, дипломная работа
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность и значение сбыта на промышленном предприятии, рассмотреть методы и направления стимулирования сбыта;
провести анализ организации и стимулирования сбыта промышленного предприятия, выбранного в качестве объекта исследования;
на основе проведенного анализа разработать и обосновать мероприятия по повышению эффективности организации и стимулирования сбыта промышленного предприятия.
Введение…………………………………………………………………
Организация и стимулирование сбыта в коммерческой деятельности предприятия………………………………………........................
Сущность и значение сбыта промышленного предприятия……...
Организация сбыта промышленного предприятия………………..
Методы и направления стимулирования сбыта……………………
Анализ организации и стимулирования сбыта промышлен- ного предприятия………………………………………………………...
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Нежинка»
2.2. Анализ организации сбыта ООО «Нежинка»…………………………
2.3. Анализ стимулирования сбыта ООО «Нежинка»………………........
3. Совершенствование организации и стимулирования сбыта ООО «Нежинка»..…………………………………………………………....
3.1. Совершенствование организации сбыта …………………………...
3.2. Совершенствование стимулирования сбыта……………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…..………………………………..
Приложение……………………………………………………………….
Данная таблица подтверждает сделанные ранее выводы о снижении прибыльности деятельности ООО «Нежинка», рентабельность в 2003 г.
Таблица 2.8
Динамика рентабельности сбыта2 ООО «Нежинка»
Показатели |
2001 г. |
2002 г. |
∆ (+,-), % |
2003 г. |
∆ (+,-), % |
Объем сбыта, тыс. руб. |
36842 |
49563 |
+34,529 |
51329 |
+3,5631 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
29409 |
35187 |
+119,65 |
29396 |
+83,54 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1656 |
960 |
-42,03 |
1015 |
+5,7292 |
Рентабельность производства |
5,63 |
2,73 |
-2,9 |
3,45 |
+0,72 |
Рентабельность продаж |
4,5 |
1,9 |
-56,91 |
1,98 |
+2,1 |
увеличилась на 2%, притом, что в 2002 г. наблюдалось 2-х кратное снижение данного показателя. Хотя если сравнивать показатель рентабельности 2003 г. с значением 2001 г., когда весе отметки находились на максимальном уровне, то нынешняя рентабельность меньше почти в 2,5 раза.
Определим величину влияния на рентабельность продаж изменений объем сбыта и прибыли от продаж:
1. Изменение прибыли от реализации товаров:
∆RпП = (П2002 * 100/РП2001) – Rп2001 =(960 * 100/ 36842) – 4,5 = -1,89%
∆RпП = (П2003 * 100/РП2002) – Rп2002 =(1015 * 100/ 49563) – 1,9= +0,15%
2. Изменение объема реализованных товаров:
∆RпТ/О= Rп2002 – (П2002 *100/РП2001)= 1,9– (960* 100/ 36842)= -0,7%
∆RпТ/О= Rп2003 – (П2003 *100/РП2002)=1,98 – (1015* 100/49563)= -0,07%
∆RII 2002/2001= ∆RпП +∆RпТ/О =-1,98-0,7= -2,68%
∆RII 2003/2002= 0,15-0,07= +0,08%
Из расчетов видно, что на увеличение роста рентабельности продаж отрицательное влияние оказало снижение рентабельности прибыли и сбыта, только в 2003 г. рентабельность прибыли положительно повлияла на общую рентабельность. В общем итоге рентабельность предприятия в результате влияния двух этих факторов снизилась в 2002 г. на 2,68% и увечилась на 0,08% – в 2003 г.
Структура ассортимента определяется удельным весом каждой группы товаров в общей их массе. Расчет структуры ассортимента для наглядности проведем в таблице (табл. 2.9.).
Таблица 2.9
Структура ассортимента ООО «Нежинка»
№ |
Вид товара |
Ср. цена, руб. |
Удельный вес в стоимостном выражении3, % |
Количество разновидностей |
Удельный вес в натуральном выражении, % | ||||
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||||
1 |
Биокефир |
13,1 |
2,99 |
1 |
1 |
1 |
4,35 |
3,23 |
2,86 |
2 |
Бифидок |
12,6 |
2,87 |
1 |
1 |
1 |
4,35 |
3,23 |
2,86 |
3 |
Варенец |
12,8 |
2,92 |
2 |
2 |
2 |
8,70 |
6,45 |
5,71 |
5 |
Йогурт |
26,3 |
6,00 |
4 |
6 |
11 |
17,39 |
19,35 |
31,43 |
6 |
Кефир |
12,1 |
2,76 |
2 |
2 |
2 |
8,70 |
6,45 |
5,71 |
7 |
Молоко |
10,6 |
2,42 |
1 |
1 |
2 |
4,35 |
3,23 |
5,71 |
8 |
Ряженка |
12,1 |
2,76 |
1 |
1 |
2 |
4,35 |
3,23 |
5,71 |
9 |
Сметана |
62,5 |
14,26 |
1 |
2 |
3 |
4,35 |
6,45 |
8,57 |
10 |
Снежок |
21,3 |
4,86 |
2 |
2 |
2 |
8,70 |
6,45 |
5,71 |
11 |
Творог |
71,4 |
16,29 |
2 |
2 |
4 |
8,70 |
6,45 |
11,43 |
12 |
Масло сливочное |
67,9 |
15,49 |
1 |
2 |
4 |
4,35 |
6,45 |
11,43 |
13 |
Сыр |
98,2 |
22,40 |
0 |
1 |
1 |
0,00 |
3,23 |
2,86 |
14 |
Хлебобулочные товары |
6,2 |
1,41 |
2 |
3 |
0 |
8,70 |
9,68 |
0,00 |
15 |
Кондитерские изделия |
11,3 |
2,58 |
3 |
5 |
0 |
13,04 |
16,13 |
0,00 |
Итого |
438,4 |
100 |
23 |
31 |
35 |
Таким образом, как свидетельствует таблица, основную долю в структуре ассортимента (а, следовательно, и товарной структуре объема сбыта) в натуральном выражении занимают йогурты, творог и сливочное масло, в стоимостном выражении – масло сливочное, сыры, творог и сметана.
В целом структура непостоянна. В 2003 г. предприятие отказалось от производства хлебобулочных и кондитерских изделий в виду их нерентабельности, в 2002 году освоено производство сыров, которые пользуются большим спросом. Значительно расширился ассортимент биопродуктов, сметаны, творога. Одновременно с этим сократилось производство молока, и традиционных кисломолочных продуктов. Возможно, этот факт и явился причиной нерациональных ассортиментных сдвигов, о которых говорилось ранее. Для того, чтобы оценить в чем еще они проявлялись необходимо провести анализ остальных показателей ассортимента.
Широта ассортимента (Кш) характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однотипных и разнородных групп и представляет собой отношение действительной широты к базовой широте ассортимента.
Проведем расчет, приняв за базовые значения показатели 2001 г., а за действительные – 2003 г.
Следовательно, показатель широты ассортимента ООО «Нежинка» будет равен:
Кш=35/23*100%=152%.
Величина данного показателя свидетельствует, что по сравнению с 2001 г. ассортимент расширился на 52 %.
Полнота ассортимента (Кп) – это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Кп=Пд/Пб
Кпбиопродукты=13/6*100=216,7%
Кпмолоко=2/1=200%
Кпкисломолочные =8/7=114,3%
Кпсыр=100%
Кпслив. масло=4/1=400%
Кп творог =4/2=200%
Кп сметана =3/1=300%
Таким образом, расчет полноты ассортимента показал, что ассортимент не только расширяется, но и пополняется по всем группам товаров. Причем процент пополнения значительный. Увеличение полноты ассортимента свидетельствует о более полном удовлетворении потребностей покупателей.
Новизна ассортимента определяется отношением числа новых разновидностей товаров к их общему числу. Для количественной оценки новизны ассортимента рассчитаем соответствующий показатель:
Кнов = 12/35*100% = 34,3%.
Таким образом, за последний год
ассортимент ООО «Нежинка» обно
Что касается устойчивости спроса, то необходимо отметить, что постоянным спросом на протяжении всего периода работы предприятия пользуются: молоко, кефир, сыры, сливочное масло и йогурты.
Следовательно, показатель устойчивости ассортимента будет равен:
Ку.а.= (11+2+2+4+1)/35 = 57%.
Подводя итог анализу показателей торгового ассортимента ООО «Нежинка», можно сделать вывод о том, что в целом ассортимент постоянно обновляется, он достаточно широк – представлены практически все классификационные группы молочных товаров; большая часть данной продукции пользуется устойчивым спросом, что оценивает её как качественную. Кроме того, вся продукция сертифицирована, отвечает требованиям качества на данную продукцию, имеются сертификаты соответствия. Однако отказ от отдельных ассортиментных позиций отрицательно сказался на деятельности предприятия.
В целом, по приведенным данным и расчетам можно сделать вывод, что несмотря на сокращение затрат в абсолютном выражении, объем сбыта и прибыль имеют тенденцию к снижению. Существует ряд неблагоприятных факторов: нерациональные сдвиги в ассортименте, снижение фондоотдачи, вызванное покупкой нового оборудования, и недостаточно высокий показатель рентабельности сбыта.
В качестве направлений по стимулированию сбыта из описанных в главе 1 данной работы, и рекламных мероприятий в ООО «Нежинка» в настоящее время используются:
Планированием и организацией этой работы занимается заместитель директора по реализации, который по своему усмотрению единолично принимает решения, соответствующего образования он не имеет, что часто является причиной неэффективности проводимых мероприятий. Кроме того, на него возложен еще ряд сбытовых функций, поэтому такой большой объем работы он часто не может качественно выполнять.
Анализируя динамику расходов на рекламу, в которые включены расходы, связанные со стимулированием сбыта можно сделать вывод о непериодичном отрывистом их характере.
Таблица 2.10
Динамика расходов на рекламу и стимулирование сбыта4 в ООО «Нежинка»
тыс.руб.
год |
янв. |
февр. |
март |
апр. |
май |
июнь |
июль |
авг. |
сент. |
окт. |
нояб. |
дек |
Итого |
2001 |
2,4 |
1,9 |
- |
- |
2,1 |
2,0 |
1,8 |
1,3 |
0,8 |
1,6 |
1,2 |
6,9 |
22 |
2002 |
42,25 |
20,3 |
44,7 |
- |
21,6 |
22,9 |
- |
20,3 |
- |
31,6 |
30,5 |
33,8 |
267,95 |
2003 |
33 |
52,1 |
2,1 |
35,1 |
38,2 |
19,6 |
12,9 |
38,5 |
26,4 |
5,1 |
- |
42,9 |
305,9 |
Рис. 2.3. Динамика расходов на рекламу и стимулирование сбыта в ООО «Нежинка»
Такая система проведения рекламных и стимулирующих мероприятий в настоящее время не может быть признана эффективной, так как и отечественные и зарубежные ученые придерживаются того мнения, что только системный характер и детальное планирование подобного рода мероприятий позволит избежать проблем со сбытом и увеличивать его объемы.
На примере 2003 г. проиллюстрировано наложение графика ритмичности сбыта и расходов на рекламу и стимулирование (рис. 2.4), которое показывает, что, учитывая время на достижение эффекта от маркетинговых мероприятий, хотя и незначительно, но возрастает объем сбыта.
Рис. 2.4. Соотношение динамики сбыта и расходов на рекламу и стимулирование в ООО «Нежинка»
С помощь корреляционно-регрессионного анализа построим модель зависимости сбыта от расходов на рекламу и стимулирование. Вывод итогов модели представлен в Приложении 8.
Расчет показал, что зависимость сбыта от стимулирования и рекламы составляет 0,99, что говорит об очень тесной взаимосвязи этих величин, а проблемы со сбытом и прибылью свидетельствуют о необходимости проведения стимулирующих мероприятий.
Информация о работе Организация и стимулирование сбыта в коммерческой деятельности предприятия