13 Февраля 2013, контрольная работа
В качестве одного из важных факторов становления взглядов Платона выделяют пережитую им трагедию, связанную со смертью Сократа. Действительно, несправедливая казнь любимого учителя, обвиненного в непочтении к богам, введением новых божеств и разврате умов юношества стала поворотным пунктом в жизни Платона. Кроме того, сама встреча с Сократом (предположительно в 407 г. до н.э.) привела представителя «золотой молодежи» к серьезному занятию философией. Платон стал учеником Сократа на долгие годы (около 9 лет), вплоть до трагической смерти последнего.
14 Февраля 2013, контрольная работа
Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
14 Февраля 2013, контрольная работа
Структура философского знания.
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.
17 Февраля 2013, контрольная работа
Тема 1.Философия и мировоззрение. Чем отличается философия от частных наук? Как Р. Декарт определяет начало всякого познания? 3.Как Х. Ортега – и - Гассет объединяет субъективное и объективное в бытии и познании человека?
Тема 2. Проблема человека в философии. 1.Какие философские учения о человеке были предметом критики Бердяева Н.А.? 2.Что определяет основу сущности человека? 3. В чем порок «ложного» гуманизма? 4. Почему появляются идолы в политике?
Тема 3. Бытие, природа, познание. Как П. Фейерабенд объясняет необходимость методологического анархизма в развитии теории научного познания и философии науки?
22 Февраля 2013, контрольная работа
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.
23 Февраля 2013, контрольная работа
1. Сравнительная таблица по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона".
2. Причины происхождения неравенства, его виды, этапы развития.
1. Составить сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона»
Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона.
Критерии
Аристотель
Цицерон
1.Сущность и
происхождение государства.
Государство-продукт естественного развития, высшая форма общения между людьми. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что "варвары" – люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни. "Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные". Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти
свойственным и животным, является семья; из нескольких семей
возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого
общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит
знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо
политическое". Государство образуется
благодаря моральному общению между людьми. Политическое со¬
общество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. "Государство не есть общность местожительства, оно не
создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств
обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе
взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т. е. является
целью их существования.
Государство-дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.
25 Февраля 2013, контрольная работа
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости эта идея была совершенно новой.
25 Февраля 2013, контрольная работа
В работе рассмотрены методы познания философии.
27 Февраля 2013, контрольная работа
Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.
04 Марта 2013, контрольная работа
История христианства теснейшим образом связана с историей европейского континента, а в дальнейшем многих внеевропейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христианства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе можно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.
10 Марта 2013, контрольная работа
1. Культура как предмет философского анализа.
2. Глобальные проблемы современности
3.конкретный пример из переодической печати по любому из контрольных вопросов;анализ этого примера.
02 Апреля 2013, контрольная работа
Все свободное время Сократ проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшими традиционными для софистической практики: что есть добро и что – зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок,
В 399 году до н.э. на был подан донос, составленный безвестным поэтом Мелетом, богачом-кожевником Анитом и оратором Ликоном.
13 Апреля 2013, контрольная работа
1.Место и роль философии в культуре.
2. Психоаналитическая философия.
3. Современные представления об уровнях организации материи.
4. Предмет гносеологии.
5. Смысл проблемы сознания.
6. Насилие и не насилие в истории культуры.
15 Апреля 2013, контрольная работа
Каково определение общественного сознания? Какие формы общественного сознания принято выделять?
Что позволяет выделить такие группы форм общественного сознания как религия, философия, наука, искусство, с одной стороны, и, с другой стороны, мораль и право?
18 Апреля 2013, контрольная работа
Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей.
19 Апреля 2013, контрольная работа
Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Достаточно распространенными в настоящее время являются: "материя – это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" (гносеологический аспект); "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи" (онтологический аспект).
05 Мая 2013, контрольная работа
2.Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным ти-пами сознания? 5.В чем специфика искусства как формы общественного сознания?
31 Мая 2013, контрольная работа
1.К естественным богатствам, являющимся предметами труда, относятся:
2.Понятие «государство» и «общество».
1.Понятия естественной и искусственной среды.
2.Общество открытого и закрытого типа.
1.Проблема природы в средневековой христианской культуре.
2.Типы общества в зависимости от типа формации.
1.Проблема взаимоотношений человека и природы.
11 Июля 2013, контрольная работа
На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека.
Философия - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.
Философия научна, эстетична, моральна.
Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его.
12 Сентября 2013, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении философии эпохи Просвещения. Для раскрытия этого вопроса нужно, прежде всего, дать общую характеристику и значимость данной темы. Задачами работы : Изучить философию Французского Просвещения и ее общую характеристику; концепцию человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения. Раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.
26 Сентября 2013, контрольная работа
Сциентизм (от греч. scientia – знание, наука) – философско-мировоззренческая ориентация, рассматривающая науку как высшую ступень человеческого разума, а научное знание как культурную ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Антисциентизм (от греч. anti – против, scientia – наука) пози-ция противоположная сциентизму. Представители этой философско-мировоззренческой позиции подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, являются причиной обострения экологической ситуации, военной опасности.
04 Октября 2013, контрольная работа
В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии.
05 Июня 2011, контрольная работа
Рассмотрим значение данного термина. Значит, одним из критериев глобальности может служить пространственное измерение. Из этого следует, что глобальной будет считаться любая проблема, допускающая картографирование во всемирном масштабе. Видимо, данный критерий необходим, но далеко не достаточен.
30 Ноября 2011, контрольная работа
Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Аристотель - основатель логики, если точнее, так называемой, формальной логики.
12 Декабря 2012, контрольная работа
Вопрос 1. Особенности развития русской философской мысли
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:
1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).
30 Января 2013, контрольная работа
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
26 Марта 2012, контрольная работа
Большинство средневековых теологов и философов видели в разуме способность, необходимую не только для приобретения знаний, полезных человеку в его земных делах и заботах, но и для спасения души. Средневековая оценка места и роли рационального, в частности философского, знания ярче всего выражена в утверждении, что "философия является служанкой богословия". У средневековых мыслителей эта мысль находит различное словесное выражение; одним из первых её высказал Петр Дамиани: «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже».
03 Октября 2013, контрольная работа
Работа содержит краткие ответы на вопросы по 5 темам.
26 Февраля 2013, реферат
Всі особливості системи вірувань і культів в стародавньому Китаї зіграли величезну роль в становленні основ традиційної китайської цивілізації: не містика і метафізичні абстракції, але строгий раціоналізм і конкретна державна користь; не емоційне загострення пристрастей і особистий зв'язок індивіда з божеством, але розум і помірність, відмова від особового на користь суспільного; не духівництво, що направляє емоції віруючих в русло, що звеличує бога і що підсилює значення релігії, але жерці чиновники, виконуючі свої адміністративні функції, частиною яких були регулярні релігійні відправлення.
29 Ноября 2011, доклад
В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.