06 Октября 2011, контрольная работа
Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.
11 Октября 2011, контрольная работа
Антропоцентризм русской философии
Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии
Философско-антропологические идеи В.И. Несмелова, С.Л. Франка, Л.И. Шестова
18 Октября 2011, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что, будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем, бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
22 Октября 2011, контрольная работа
Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что, мы называем «окружающим миром». При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т.е. его бытия.
24 Октября 2011, контрольная работа
Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология). Основные философские школы, течения и направления
Многие исследователи считают философию наукой. Философия – это наука о всеобщем. Всеобщее в философии существует в форме целостного, синтеза всего конкретного. В этой связи часто говорят, что философия есть наука о мире в целом.
29 Декабря 2011, контрольная работа
1.Философия как тип мировоззрения. Круг философских проблем.
2.Понятия Субстанция, Бог и Природа в философии Б.Спиноза
05 Января 2012, контрольная работа
1. Каково определение общественного сознания? Какие формы общественного сознания принято выделять?
2. Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным ти-пами сознания?
08 Января 2012, контрольная работа
Биография Лейбница. Общеизвестная философия Лейбница изложена в "Монадологии" и в "Началах природы и благодати". У Лейбница имеется четыре доказательства существования Бога. Это следующие:
1) онтологическое доказательство;
2) космологическое доказательство;
3) доказательство от вечной истины;
14 Января 2012, контрольная работа
Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблеммы, вопросы философии. Это тема о человеке.
Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке.
09 Марта 2012, контрольная работа
Неотъемлемой, органической частью любой философской системы является теория познания, или гносеология (от греч. gnosis – знание, logos– учение), или эпистемология (от греч. episteme - знание, logos – учение).
Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности?
14 Марта 2012, контрольная работа
1. Предмет философии права
2. Методология философии права философия право мораль герменевтика
17 Марта 2012, контрольная работа
Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.
24 Марта 2012, контрольная работа
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой.
30 Марта 2012, контрольная работа
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
03 Ноября 2012, контрольная работа
Стремление к открытию все новых и новых тайн бытия, ориентация на постоянный творческий поиск, критическое мышление, личное самосовершенствование уже на протяжении не одного тысячелетия прокладывают человеку путь к вершинам знаний. Философия как один из наидревнейших способов постижения окружающего мира имеет непосредственное отношение к формированию в человеке именно этих качеств. Философия - это всегда стремление открыть что-то новое. Даже ее первое толкование, которое встречается еще у Гераклита (VI - V ст. до н.э.) как исследование природы вещей, уже поставило ее на путь познания. Более близкий нам сегодня смысл понятия «философия» сформулировал Платон: это познание всего сущего, вечного, неминуемого.
21 Ноября 2012, контрольная работа
1. “Экуменические процессы: их содержание и признаки”.
2. “ Барокко как художественное направление. Его происхождение, сущность и основные черты”.
16 Декабря 2012, контрольная работа
Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке - и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть соотношения философии и науки:
21 Декабря 2012, контрольная работа
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма.
25 Января 2013, контрольная работа
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.
25 Января 2013, контрольная работа
Мировоззрение- это предельно обобщённая упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нём, а так же совокупность убеждений, взглядов, ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно- практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-теоретический уровень или обыденное мировоззрение- это стихийно складывающийся тип мировоззрения складывающийся у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщённое представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.
26 Января 2013, контрольная работа
1. Можно ли дать четкое определение понятию «философия»?
2. Можно ли определить столь темный и ускользающий предмет, как мудрость?
3. Что такое философская мудрость, ее особенности?
26 Января 2013, контрольная работа
1.1. Краткая характеристика французского материализма XVIII в и его представителей
1.2. Материалистическое понимание природы и человека Жюльена Офре де Ламетри
1.3. Пропагандист философских идей французского материализма Поль Анри Гольбах
1.4. Педагогические взгляды Дени Дидро
1.5. Французский материализм XVIII века об обществе
2. Философская категория «движения». Понятие прогресса
29 Января 2013, контрольная работа
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность - способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра».
31 Января 2013, контрольная работа
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните смысл следующих понятий темы:..
Задание второе. «Образ человека в поздний период античной философии» (сочинение)
....
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
Как можно назвать философскую позицию Аристотеля?
Выделите этический принцип, согласно которому счастье является основным мотивом человеческого поведения и смыслом жизни: ...
02 Февраля 2013, контрольная работа
Английский философ Дж. Беркли (1685-1755) убедительно продемонстрировал, что локковская теория абстракций не способна объяснить образование таких фундаментальных понятий науки как материя и пространство. По Беркли, предпосылка понятия о материи, как и понятие о пространстве, состоит в допущении того, что, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемых посредством различных ощущений, мы можем образовывать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но восприятие каждой вещи, считает Беркли, разлагается без остатка на восприятие отдельных ощущений: мы ощущаем отдельные цвета, запахи, звуки и т.п., а не окрашенную, пахнущую и звучащую и т.п. материю. А значит, для понятия материи и пространства нет аналога в действительности.
03 Февраля 2013, контрольная работа
1.Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?
Настоящее имя Платона – Аристокл. Имя «Платон» было дано ему за атлетическое телосложение. Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей.
06 Февраля 2013, контрольная работа
1. Проблема бытия была сформулирована в античной фи¬лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель¬ные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабиль¬ность. Первоначала в античной натурфилософии представля¬лись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конк¬ретные огонь или воду.
2. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.
3 Тесты
3 Наукоцентризм в соответствии с учением Канта приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам:
а) правовым;
б) моральным;
в) экономическим;
г) политическим.
4 В какой из концепций истины как главная требование утверждается необходимость согласованности высказывания, их непротиворечивость:
а) концепция соответствия;
б) концепция когерентности;
в) концепция прагматическая.
5 Кто из философов ХХ века ввел понятие «социальная технология», «социальная инженерия»:
а) К.Поппер;
б) М.Вебер;
в) Э.Дюркейм.
09 Февраля 2013, контрольная работа
1. План ответа на вопрос №1.
1. Общее понятие диалектики. Основные категории диалектики.
2. Универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление.
3. Структурные связи: часть и целое, понятие системы элемента и структуры.
4. Связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность.
2. План ответа на вопрос №2.
1. Введение в немецкую классическую философию.
Философы:
2. Иммануил Кант.
3. Иоганн Готлиб Фихте.
4. Фридрих Вильгельм Шеллинг.
5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
6. Людвиг Фейербах.
7. Карл Маркс.
8. У истоков философии XX века: Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше.
12 Февраля 2013, контрольная работа
Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология XVII--XVIII вв. (как эмпирическая, так и рационалистическая), в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения. Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени от Р. Декарта иДж. Локка до И. Канта. Без понимания этих вопросов нельзя понять философию науки XIX--XX вв.
12 Февраля 2013, контрольная работа
3. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия. Кратко охарактеризуйте каждую из них.
Политическая система характеризуется интегрированностью, что в свою очередь предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов. Ее жизнеспособность определяется степенью согласия и сотрудничества между отдельными элементами.