Автор работы: Анна Ярцева, 12 Августа 2010 в 13:40, курс лекций
1. Неоинституциональная теория (ее сравнение с неоклассической теорией и старой институциональной теорией).
Представители: Коуз. Норт. Уильямсон, Алчиан и др.
Институционализм и неоклассическая экономическая теория
Причины, по которым неоклассическая теория (начала 60-х годов) перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней экономистами, которые пытались осмыслить реально происходящие события в современной экономической практике:
1. Неоклассическая теория базируется на нереалистичных предпосылках и ограничениях, и, следовательно, она использует модели неадекватные экономической практике. Коуз называл такое положение дел в неоклассике «экономикой классной доски».
Институциональная
структура - это определенный упорядоченный
набор институтов, создающих матрицы экономического
поведения, определяющих ограничения
для хозяйствующих субъектов, которые
формируются в рамках той или иной системы
координации хозяйственной деятельности.
Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики.
to institute (англ) - устанавливать, учреждать.
Впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.
В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Норта:
Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.
Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы
избежать согласования множества внешних
факторов, влияющих на успех и на саму
возможность принятия того или иного решения,
в рамках экономического и социального
порядков вырабатываются схемы или алгоритмы
поведения, являющегося при данных условиях
наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы
или матрицы поведения индивидов есть
ни что иное, как институты.
Любой
институт - экономический,
социальный, культурный -
есть, по определению
Норта, правило игры
в обществе.
Институты и их функции в экономике
Институт — это совокупность, состоящая из правила и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила.
Механизм принуждения к исполнению «базового» правила в рамках института, — это внешний механизм, специально созданный людьми для этой цели.
Координационная и распределительная функции институтов.
Формальные и неформальные правила.
Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:
1) продолжением,
развитием и модификацией
2) социально
санкционированными нормами
3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.
Фактически
роль неформальных институтов выполняет
хозяйственная этика или
Формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:
1) политические институты (определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля);
2) экономические институты (рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности);
3) системы
контрактации (способы и порядок
заключения контрактов, регулируемые
правовыми нормами и законами).
Формы контрактов (взаимодействия):
Фирмы
отличаются прежде всего особым механизмом
регулирования контрактных
отношений (регулятивная структура).
Выделяют три основных
формы контракта. Классический
контракт применяется для разовых и
повторяющихся сделок со стандартными
товарами. Такой контракт содержит четко
оговоренные условия и по истечение срока
его действия отношения сторон прекращаются.
Защита – рынок. Неоклассический
контракт распространяется на сделки
средней степени специфичности. Так как
не все существенные обстоятельства могут
быть заранее в нем отражены, решение части
вопросов стороны оставляют на будущее.
Защита – трехсторонняя структура в форме
арбитража Отношенческие
контракты охватывают высокоспецифические
трансакции, при которых критическое значение
приобретает личность партнера (поскольку
ему невозможно подыскать равноценной
замены на рынке). Отношения становятся
длительными, неформальные соображения
получают перевес над формальными обязательствами.
Защита – двустронние неформальные переговоры.
Способы принуждения к исполнению правил.
(А) Гарант правила наблюдает поведение его адресатов и сопоставляет их действия с моделью поведения, определяемой этим правилом;
(Б) В
случае обнаружения
(В) Гарант
применяет санкцию к агенту, упорядочивая
его текущие и будущие
Гарант правила. Эту роль может исполняться, как отмечалось выше, (1) либо любым членом группы, в которой действует институт, либо (2) индивидом (несколькими индивидами иди организацией), специализирующимся на выполнении функции гаранта, либо (3) теми и другими одновременно.
Модель поведения адресатов правила. Такая модель может быть (1) формальной, зафиксированной в виде официального текста, точные знания которого имеются одновременно и в памяти адресатов, и в памяти гаранта института, либо (2) неформальной, существующей лишь в памяти людей, либо (3) существовать формально и одновременно в форме знания людьми реальной практики исполнения правила, отличающейся от формального предписания.
Сопоставление фактического поведения с модельным. Оно может осуществляться гарантом правила как (1) исходя из собственного усмотрения (собственного понимания того, что представляет собой наказываемое отклонение от нормы), так и (2) в соответствии с определенным формальным правилом (перечнем нарушений).
Выбор санкции. Он, как и в предыдущей классификации, может осуществляться (1) в соответствии со свободным решением гаранта, либо (2) предписываться некоторым формальным правилом, ставящим в соответствие каждому возможному нарушению нормы свою специфическую санкцию.
Совокупность санкций. Эта классификация может быть построена различными способами, например, путем деления санкций на социальные и экономические, формальные и неформальные, разовые и длительные, и т.п.
Эмпирическая классификация санкций, непосредственно обобщающая практику их применения:
Перечисленные виды санкций могут также в ряде случаев применяться совместно, в форме различных комплексных санкций.
Осуществление
санкции. Выбранная санкция может
либо (1) непосредственно налагаться на
месте нарушения самим гарантом, либо
(2) осуществляться иными субъектами или
организациями, либо (3) сочетать оба названных
способа.
Варианты соотношения формальных и неформальных правил.
В статике возможны два варианта: (I) формальные и неформальные нормы соответствуют друг другу (можно сказать, что формальные и неформальные правила в этом случае взаимно поддерживают друг друга); (II) формальные и неформальные нормы не соответствуют (противоречат) друг другу.
Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер. Здесь выделяются следующие ситуации:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНСТИТУТОВ.
Институты уменьшают неопределенность выбора в экономике в условиях явного недостатка информации. Недостаток информации ведет к неопределенности выбора, к очень большим затратам трудовых и иных ресурсов, чтобы такой выбор сделать. А институты помогают человеку экономить ресурсы в ситуации выбора, показывая некий путь, уже пройденный до него другими.
1) Институты выполняют главную задачу экономической теории - обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Тот или иной институт предполагает, что, пойдя в некое место, вы с высокой степенью вероятности получите там то, что искали, затратив некие виды ресурсов, также известные вам заранее.
2) Институты наследуются, благодаря свойственному им процессу обучения. Обучением может заниматься специализированная организация (так это обычно и бывает). Но обучение может идти и на уровне “learning by doing”, когда люди в ходе работы следят за действиями их более опытных коллег и делают так же, как они.
3) Институтам присуща система стимулов, без которой они существовать не могут. Института просто нет, если нет системы стимулов позитивных (вознаграждения за следование определенным правилам) и негативных (наказания, которого люди ожидают за нарушение определенных правил).
4) Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами. Есть большая институциональная рамка - рамка N 1, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет закон. И есть рамка N 2, в пределах которой ты свободен в действиях и тебя не накажет общественное мнение.
5) Институты сокращают трансакционные затраты (т.е. затраты на поиск информации, ее обработку, оценку и специфическую защиту того или иного контракта) точно так же, как технологии сокращают производственные затраты.
Информация о работе Институциональная экономика (ответы на билеты)