Автор работы: Анна Ярцева, 12 Августа 2010 в 13:40, курс лекций
1. Неоинституциональная теория (ее сравнение с неоклассической теорией и старой институциональной теорией).
Представители: Коуз. Норт. Уильямсон, Алчиан и др.
Институционализм и неоклассическая экономическая теория
Причины, по которым неоклассическая теория (начала 60-х годов) перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней экономистами, которые пытались осмыслить реально происходящие события в современной экономической практике:
1. Неоклассическая теория базируется на нереалистичных предпосылках и ограничениях, и, следовательно, она использует модели неадекватные экономической практике. Коуз называл такое положение дел в неоклассике «экономикой классной доски».
ПОЛ ДЖОСКОУ
Специфичность активов и структура вертикальных отношений:
эмпирические свидетельства
1. ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ, НЕПОЛНЫЕ КОНТРАКТЫ И СПЕЦИФИЧНОСТЬ АКТИВОВ
В то время я еще не воспринимал "трансакционные издержки" как фактор, имеющий главное значение для понимания границы между фирмами и рынками, структуры фирм и природы контрактных отношений между фирмами, находящимися на разных уровнях производственной цепочки. Я с недоверием относился к использованию туманных представлений о трансакционных издержках в целях объяснения экономических институтов, плохо вписывавшихся в модель совершенной конкуренции. Меня смущало, что, подобрав ту или иную конкретизацию концепции трансакционных издержек, можно логически обосновать почти все, что угодно. Но логически обосновывая все, мы можем на самом деле не объяснить ничего.
В 1972 г. Уильямсон прислал мне наброски рукописи "Рынки и иерархии". Я понимал, что неопределенность, проблемы неблагоприятного отбора, проблемы субъективного риска, издержки заключения контракта, мониторинга и приведения в исполнение контрактов, последовательные торги по поводу выгод, связанных с безвозвратными инвестициями, и т. д. — все это так или иначе весьма существенно. Не думаю, однако, что я знал, как выявить соответствие между всеми этими предметами или же каким образом можно установить систематическую связь между этими соображениями и вариантами выбора институционального устройства.
Самое главное, что я извлек из "Рынков и иерархий", — это "сравнительная институциональная" точка зрения, т. е. признание в целом факта существования широкого спектра видов институционального устройства, которые можно использовать для управления трансакциями между экономическими агентами.
Эти конкретные виды институционального устройства возникают в ответ на разнообразные факторы, связанные с трансакциями дабы минимизировать суммарные издержки осуществления трансакций. Граница между фирмой и рынком очень грубо разделяет эти два первичных институциональных механизма размещения ресурсов, но это лишь начало, а отнюдь не конец исследования. Организационная структура фирм может быть весьма многообразной. Рыночные трансакции могут принимать разнообразные формы — от простого обмена на рынке наличных товаров до сложных долгосрочных контрактов. Конкретное институциональное устройство выбирается таким образом, чтобы представлять структуру управления, минимизирующую суммарные издержки полного осуществления соответствующих трансакций.
Книга "Рынки и иерархии" заложила фундамент теории институционального выбора, позволяющей в перспективе установить четкие причинные связи между характеристиками трансакций и видами институционального устройства.
Франшиза - это право, закрепленное договором или соглашением, осуществлять определенную экономическую деятельность
Он
весьма убедительно доказывает, что в
реальном мире с присущей ему неопределенностью,
меняющимися технологиями и ценами производственных
ресурсов, разнообразием ассортимента
продуктов, специфическими для конкретных
отношений между продавцом и покупателем
инвестициями с длительным сроком амортизации
имеют место значительные издержки, сопряженные
с заключением, мониторингом и приведением
в исполнение разнотипных контрактов
между поставщиком и муниципалитетом,
возникающих в результате торгов за франшизу.
Изучая характеристики рассматриваемого
объекта — системы кабельного телевидения,
предлагающей разнообразные услуги, Уильямсон
пришел к выводу, что в данном случае меньше
всего издержек будет, если в качестве
структуры управления, возникающей в процессе
торгов за франшизу, будет выбран неполный
долгосрочный контракт, по своим адаптивным
свойствам во многом схожий с механизмом
гос. регулирования коммунальных услуг.
Анализ гос. регулирования коммунальных услуг. Исходная позиция Гольдберга такова: при традиционном анализе выгод и издержек гос. регулирования неявно предполагается, что единственной альтернативой гос. регулированию является рынок с совершенной конкуренцией или лишенная "трения" и свободная от издержек система торгов за франшизу. При таком сравнении административное регулирование неизбежно производит худшее впечатление, потому что его несовершенства бросаются в глаза. Но Гольдберг, как и Уильямсон, убедительно доказывает, что это сравнение некорректно. "Многие проблемы, связанные с регулированием, коренятся не в самом акте регулирования, а в том, что регулируется". Гос. регулирование коммунальных услуг — это административный контракт, который и нужно сравнивать с контрактными соглашениями, являющимися его реальными альтернативами. И Уильямсон, и Гольдберг ясно и определенно показывают, что начинать анализ институционального выбора следует с полного осмысления того, каких характеристик трансакций стремятся добиться покупатели и продавцы. После этого мы сможем понять, какие проблемы стоят на пути установления эффективных торговых отношений, и сравнивать виды институционального устройства по критерию их способности успешно справляться с этими проблемами. Так, при оценке традиционного гос. регулирования коммунальных услуг мы должны дать точное и исчерпывающее описание природы и механизма функционирования институтов, которые, как мы предполагаем, заменят это регулирование, при заданных характеристиках услуг, подлежащих регулированию, и трансакционных проблемах, неизбежно возникающих в связи с этими характеристиками.
У меня
начала формироваться система ключевых
элементов теоретического подхода
к осмыслению институционального выбора,
таких, как долгосрочные отношенчески-специфические
инвестиции, неопределенность в связи
с будущим спросом и возмещением издержек,
неполнота контрактации, возникающая
из-за издержек заключения, мониторинга
Клейн и его соавторы подчеркнули важность отношенчески-специфических инвестиций в сочетании с неполными контрактами как решающего фактора, в силу которого простые сделки на рынке наличных товаров постоянно сталкиваются с затруднениями операционного характера. В статье утверждается, что для рынков наличных товаров более сложные долгосрочные контракты могут оказаться заманчивой альтернативой, но тогда в игру вступят проблемы функционирования, сопряженные с неполными долгосрочными контрактами. Авторы заявляют, что проблемы координации, возникающие в связи со специфическими инвестициями, будут менее острыми, если интернализировать трансакцию. В результате они выдвигают гипотезу о том, что внутренняя организация (вертикальная интеграция) с тем большей вероятностью окажется предпочтительной структурой управления, чем большую роль играют специфические инвестиции, осуществляемые покупателем и/или продавцом. (отношения между "Дженерал моторс" и "Фишер боди").
Специфичность
активов означает, что на стадии
выполнения контракта вступившим в
сделку сторонам приходится сталкиваться
с проблемами вымогательства и оппортунизма.
Заключение, мониторинг и исполнение
полных контрактов на вероятностных рынках
становится все более дорогостоящим по
мере роста неопределенности и сложности.
Потенциально привлекательной альтернативой
торговле на рынках наличных товаров являются
неполные долгосрочные контракты, но такие
контракты неизбежно будут несовершенными
механизмами управления. Долгосрочные
контракты, вероятно,
будут тем более несовершенны,
чем больше издержек
потребует учет в контракте
всех возможных случайностей и чем сильнее
ex ante побудительные мотивы к потенциальному
ex post вымогательству. Издержки
присущи и внутренней
организации. Но по мере того, как растут
издержки неполных долгосрочных контрактов,
внутренний контроль, вероятно, становится
все более предпочтительной альтернативой.
Не
было достаточно хорошо объяснено, почему
именно от внутренней организации следует
ожидать результатов, превосходящих несовершенные
рыночные трансакции. Скорее проглядывала
неявно выраженная надежда на то, что сила
отношений типа "хозяин—слуга" в
состоянии разрешать споры, которые возникли
бы в ином варианте — при деловых контактах
между независимыми фирмами посредством
рынка.
2. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Начиная приблизительно с 1978 г., было полностью или частично отменено гос. регулирование цен и допуска на рынок в нескольких секторах экономики, где оно царило на протяжении многих лет. Среди таких секторов экономики были авиалинии, железные дороги, кабельное телевидение и т. д. Когда к власти пришел президент Рейган, усилилась тенденция к отказу от гос. регулирования и других отраслей и видов эконом. деятельности. В начале 1982 г. Министерство энергетики обратилось ко мне и Ричарду Шмалензи с просьбой изучить возможности и проблемы, связанные с отменой гос. регулирования в электроэнергетике.
Большую роль здесь сыграло влияние на нас исследований трансакционных издержек. При традиционном анализе реорганизации и частичной отмены гос. регулирования электроэнергетики неявно предполагалось, что вертикальная интеграция не приносит выгод. На самом деле такой анализ исходил из неявно подразумевавшейся точки зрения, что вертикальная интеграция, долгосрочные "ограничительные" контракты* и другие подобные мероприятия суть зловещие инструменты монополизации бизнеса.
Инорировались "бессмысленные осложнения", которым следовало придавать важное значение при сравнении альтернативных механизмов контроля. Раз определенные функции (например, генерирование энегии, ее передача и распределение) фигурируют в отчетной документации под разными наименованиями, значит, можно без издержек распределить эти функции по независимым фирмам, а в деле эффективного управления меновыми отношениями между этими фирмами положиться на "рынок". Электростанций было много, так что "теоретически" в результате образовался бы конкурентный рынок электроэнергии, управление торгами на котором опиралось бы на простые трансакции рынка наличных товаров.
На самом деле игнорировавшиеся "ненужные осложнения" являются потенциально весьма значимым фактором.
Электроэнергия текла в соответствии с законами физики, а не с условиями контрактов, и текла очень быстро. Эффективное и надежное функционирование системы было весьма сложным. Мы признали, что эти реалии окажут сильное влияние на то, какова будет структура объектов электроснабжения и какого рода структуры управления возникнут при отсутствии вертикальной интеграции.
Цель нашего анализа состояла не в том, чтобы продемонстрировать, что реорганизация и отмена гос. регулирования — идея безусловно порочная. На самом деле мы пришли к выводу, что некоторая реорганизация и отмена гос. регулирования определенных аспектов энергоснабжения являются очень правильной идеей. Все, что мы старались показать, – это то , что модель, с которой сравнивается ныне существующая система, нереалистична и не будет хорошо работать, если ее навязать. Многие проблемы, воспринимаемые как проблемы электроэнергетики, органически связаны с характеристиками электроснабжения и не являются просто следствием гос. регулирования коммунальных услуг. С этими проблемами пришлось бы столкнуться при любой институциональной альтернативе существующему положению. В результате мы утверждали, что анализ альтернативных вариантов гос. политики в отношении конкуренции и гос. регулирования в электроэнергетике должен тщательным образом учитывать характеристики трансакционного характера, связанные с эффективностью производства электроэнергии.
Сейчас
в данной отрасли происходит постепенная
реорганизация с акцентом на конкуренцию
именно в тех сферах, где, как мы
указывали, условия для нее наиболее
благоприятны. Центральную роль в
дебатах стали играть долгосрочные
контракты, выгоды и издержки вертикальной
интеграции.
3. СПЕЦИФИЧНОСТЬ АКТИВОВ, ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ КОНТРАКТЫ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
3.1. Вертикальная интеграция
Примерно к 1980 г. теоретическое обсуждение роли трансакционных издержек в определении природы фирмы и структуры "нестандартных" рыночных отношений между фирмами приобрело существенно более точный характер.
Центральными вопросами стали определяющие факторы вертикальной интеграции (внутренней организации) и характер контрактных отношений между фирмами на разных уровнях производственного процесса. Ключевым фактором, объясняющим отход от управления посредством простых сделок на рынке наличных товаров, стала специфичность активов.
Для того чтобы проводить полезную исследовательскую работу эмпирического характера, требуется выполнение нескольких условий:
Суть теории: когда специфические инвестиции составляют значительную часть издержек осуществления эффективного соглашения о поставках, велика вероятность того, что окажется неудовлетворительным выбор простых анонимных сделок на рынке наличных товаров в качестве механизма управления, побуждающего стороны осуществлять специфические инвестиции, необходимые для того, чтобы отношения по поводу поставок были сопряжены с минимальными издержками.
Анонимные рынки наличных товаров оказываются несостоятельными потому, что осуществление отношенчески-специфических инвестиций трансформирует ex ante ситуацию торгов с большим числом участников в ex post ситуацию торгов с малым числом участников, в которой одна или обе стороны имеют возможность извлекать часть потока квазиренты, связанного со специфическими инвестициями.
Информация о работе Институциональная экономика (ответы на билеты)