Автор работы: Анна Ярцева, 12 Августа 2010 в 13:40, курс лекций
1. Неоинституциональная теория (ее сравнение с неоклассической теорией и старой институциональной теорией).
Представители: Коуз. Норт. Уильямсон, Алчиан и др.
Институционализм и неоклассическая экономическая теория
Причины, по которым неоклассическая теория (начала 60-х годов) перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней экономистами, которые пытались осмыслить реально происходящие события в современной экономической практике:
1. Неоклассическая теория базируется на нереалистичных предпосылках и ограничениях, и, следовательно, она использует модели неадекватные экономической практике. Коуз называл такое положение дел в неоклассике «экономикой классной доски».
16. Рынок «лимонов»:
модель Акерлофа (George Аkerloff).
Статья Акерлоффа
"Рынок "лимонов"(1970г.) - посвящена
исследованию неблагоприятного отбора
на рынке подержанных автомобилей. Статья
оказалась пионерной, положив начало активному
развитию теорий асимметричной информации,
коренным образом преобразовавших многие,
если не все, разделы экономической теории.
Игроки: | покупатель(B) и продавец (S) |
Информация: | асимметричная: качество автомобиля q , известное продавцу, но не очевидное для покупателя. |
Действия и события: | (0) Природа
выбирает тип продавца q в соответствии с распределением F(q ). Это
распределение известно покупателю, но
он не обладает информацией о качестве
данного конкретного автомобиля.
(1) Продавец предлагает цену Р. (2) Покупатель покупает автомобиль по этой цене, или отказывается от покупки. |
Платежные функции: | u(B) = q - P; u(S) = P -q |
а. Ситуация: Два типа продавцов имеют идентичные вкусы.
Говоря о двух типах продавцов, подразумевается, что на рынке представлены лишь два типа автомобилей:
Покупатели имеют свои оценки автомобилей высокого (Н) и низкого(L) качества. Вначале мы будем полагать, что эти оценки совпадают с оценками продавца: Н =pН ; L= pL .
u
B = q
- P;
u S = P -q
Если покупатель располагает информацией о распределении автомобилей высокого и низкого качества (будем считать, что их количество одинаково:p Н =p L = 0.5), то он, будучи нейтральным к риску, не будет готов заплатить за некий произвольно выбранный автомобиль, качество которого ему неизвестно, более чем
0.5Н + 0.5L = 0.5( 6000)+ 0.5(2000) = 4000
Эта цена удовлетворит лишь продавцов плохих автомобилей:
P - 2000 = 4000 - 2000 = 2000 > 0,
и рынок подержанных
автомобилей превратится в
б. Ситуация: Бесконечное количество типов продавцов с идентичными вкусами.
Предположим, что качество автомобилей равномерно распределено в интервале [2000, 6000]. Соответственно, среднее качество автомобилей ((2000+6000)/2):
Аq = 4000.
Покупатель, способный оценить это среднее качество, не будет готов заплатить за автомобиль более 4000 руб, что приведет к отказу от продажи автомобилей, чье качество превышает 4000. В результате среднее качество автомобилей упадет до 3000 ([2000,4000]; 0.5*2000 + 0.5*4000 = 1000 + 2000 = 3000), что, в свою очередь, снизит уровень цены до 2500 и т.д. Результат еще более драматичен, чем в первом случае, поскольку "вырождается" весь рынок.
Кривая спроса D: P D =q (P)
Кривая
предложения
S: Аq
= 2000+ [(PS
- 2000)/2] = (P S/2) + 1000
P
D =Аq ; Аq =
(PS/2) + 1000 Þ
P = 2000; Aq = 2000
На рис. ниже мы видим: равновесная точка (2000;2000)
Асимметричность
информации полностью разрушила рынок
подержанных автомобилей.
в. Ситуация: Бесконечное количество типов продавцов с идентичными вкусами,
оценка покупателей превышает оценку продавцов.
Впрочем, рынки подержанных автомобилей существуют, и, соответственно, не следует абсолютизировать полученные выводы, тем более, что возможно без особого труда выделить ряд дополнительных факторов, объясняющих реальное присутствие на рынках товаров различных категорий. О них и пойдет речь.
Вначале обратим внимание на возможное несоответствие оценок, даваемых товарам продавцами и покупателями. Предположим, что продавцы ценят свои машины строго в соответствии с их качественным уровнем, а оценка покупателей превышает оценку продавцов на 20 %, иначе говоря, на рынке представлено значительное количество продавцов, желающих продать машины качества q по цене PS =q , и еще большее количество покупателей, желающих приобрести машины качества q по цене P D= 1,2q . В этом случае кривая спроса идет не под углом 450, а имеет более крутой наклон (т.е. наклон увеличился в сторону 900), в то время как вид кривой предложения остается прежним. Соответственно изменению вида кривой спроса, изменяется и положение равновесной точки, а именно, из положения (2000, 2000) она перемещается в положение(2500,3000).
u(B)=
1.2q
- P;
u(S)= P -q
Аq = 2000+ [(P S - 2000)/2] =(P S/2) + 1000; P D =1,2 Аq Þ
P
= 3000; q = 2500
Действительно, покупатель, способный оценить среднее качество автомобилей, не будет готов заплатить за автомобиль более 1,2(4000)=4800 руб, что приведет к отказу от продажи автомобилей владельцев машин, чье качество превышает 4800 и т.д. Соответственно, среднее качество автомобилей упадет до 3400, снизив уровень цены до 1,2(3400)=4080 руб и т.д. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не останутся лишь продавцы, качество автомобилей которых находится в интервале между 2000 и 3000.
Предположение о том, что оценка покупателя превышает оценку продавца, будучи введено в дискретную модель, также может существенно модифицировать ранее полученные выводы, несколько смягчив резкость вывода о неминуемом превращении рынка подержанных автомобилей в рынок лимонов.
Если хорошие автомобили оцениваются покупателями в $ 7000, а продавцами в $ 6000, в то время как плохие- $3000 и $ 2000 соответственно, а покупатели изначально предполагают, что доля плохих автомобилей равна 0.5, то они не будут готовы заплатить за автомобиль неизвестного качества более:
0.5(7000)+0.5(3000)=5000,
что способствует уходу с рынка владельцев хороших автомобилей. Однако повышение уровня Н с 7000 до 9000 поднимет цену покупателя до:
1/2(9000)+1/2(3000)= 6000,
в результате чего на рынке будут одновременно продаваться автомобили обоих типов. Иначе говоря, для этого необходимо выполнение условия:
p Н Н +p L L ≥ pН .
Разумеется, подобный
результат может иметь не только повышение
оценок, присваиваемых автомобилям покупателями,
но и повышение оценочной доли автомобилей
высокого качества (например, до 3/4
при прежних оценках Н
и L).
г . Ситуация: Бесконечное количество типов продавцов с неидентичными вкусами.
Рассмотрим продавцов как покупателей, чья оценка купленного ими автомобиля изменилась после покупки
(в данном случае мы полагаем, что речь не идет о разочаровании характеристиками купленной машины, а о результате изменения неких внешних обстоятельств. Например, владелец машины сменил место работы на более близкое к его дому и перестал нуждаться в автомобиле, или продавцом автомобиля является наследник прежнего владельца, стремящийся как можно скорее избавиться от ненужного ему транспортного средства).
Впрочем, такого
рода несоответствие оценки владельца
машины ее качеству может иметь и противоположную
направленность, связанную, например,
с тем, что продавец находится под впечатлением
от рассказа своего приятеля о том, как
удачно ему удалось избавиться от старой
машины.
Платежные функции игроков:
u(B) = 1.2q - P; u(S)= P - (1+e )q ,
где e может
быть величиной как отрицательной, так
и положительной.
Предположим, что e = - 0.15; и q =2000, тогда самая низкая цена по которой может быть перепродан автомобиль Р =1700. Среднее качество автомобилей, предлагаемых к продаже по цене Р:
Aq
(P)=Е(q |
(1+ e )q ≤
Р)
Предположим, что число покупателей превышает число продавцов. В отличие от ранее рассмотренных вариантов рынка "лимонов", если Р ≥ 6000 некоторые владельцы машин откажутся их продавать, если для них
e
> 0. Как результат
среднее качество машин, представленных
на рынке будет ниже 4000
даже при Р=6000. С другой стороны, если
Р = 2000 некоторые владельцы машин , имеющие e ≤
0, все же будут
продавать свои автомобили.
Но и в этом случае верен вывод о том, что при асимметрии информации, в частности, в ситуациях, когда покупатель не в состоянии в момент покупки определить качество товара (так называемые experience goods), объем торговли меньше, чем в условиях полноты информации.
Информация о работе Институциональная экономика (ответы на билеты)