Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель бюджетного планирования – описать будущее состояние предприятия в экономических показателях таким образом, чтобы оптимально обеспечить достижение стоимостных или иных, выражающихся через финансово-экономические показатели, целей предприятия.
Задача планирования – разработать бюджет предприятия, обеспечивающий получение оптимального результата для данного объема хозяйственной деятельности в планируемом периоде.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ 7
2 РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ 7
2.1 Бюджет продаж 7
2.2 Бюджет производства 11
2.3 Бюджет коммерческих расходов 13
2.4 Бюджет прямых затрат на материалы 15
2.5 Бюджет производственных запасов 19
2.6 Бюджет прямых затрат на оплату труда 22
2.7 Бюджет общепроизводственных (накладных) расходов 24
2.8 Бюджет управленческих расходов 26
2.9 Налоговый бюджет 27
3 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ 32
3.1 Бюджет доходов и расходов 32
3.2 Бюджет движения денежных средств 34
4 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА 35
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Как видим из таблицы 4 и 5, объем продаж отличается от суммы поступлении денежных средств, который составляет 1819909,1 тыс.руб. и меньше размера объема продаж в стоимостном выражении.
После составления бюджета продаж разрабатывается бюджет производства.
Производственный бюджет - это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.
В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж, график отгрузки, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности.
Сначала определяется среднесуточный объем производства путем деления объема продаж на количество рабочих дней; а затем – величина запаса готовой продукции на коней периода – как произведение среднесуточного объема производства на количество рабочих дней, которое осталось с момента последней отгрузки до конца соответствующего месяца. Запас готовой продукции предприятия на начало следующего месяца равен запасу готовой продукции на конец предыдущего месяца. Запас готовой продукции на начало января равен 6-дневному (на внутреннем рынке) и 11-дневному (на внешнем рынке) объему производства в соответствии со среднесуточным объемом в первом месяце бюджетного периода, так как отгрузка в январе осуществляется пятого числа.
Необходимый
объем выпуска готовой продукции рассчитывается
в натуральных единицах измерения по следующей
формуле:
,
где - объем продаж;
Зк.п, Зн.п – запасы продукции предприятия на конец и начало периода соответственно;
- объем внешних закупок.
Исходя
из графика отгрузки продукции предприятия
производится расчет остатков готовой
продукции предприятия на конец периода:
,
где - среднесуточный объем продаж;
N - количество рабочих дней, которое осталось с момента последней отгрузки до конца соответствующего месяца, дн.
Запас готовой продукции предприятия на начало следующего месяца равен запасу готовой продукции на конец предыдущего месяца. Запас готовой продукции на начало периода равен 3-дневному объему производства в соответствии с среднесуточным объемом в первом месяце бюджетного периода.
На основе бюджета производства рассчитывается производственная себестоимость продукции предприятия и бюджет запасов в части готовой продукции и незавершенного производства. В работе не предусматриваются внешние закупки продукции предприятием. В табл. 9 приведен бюджет производства продукции.
Таблица 9 - Бюджет производства
Показатель | Месяц бюджетного периода | |||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | |
1. Объем продаж, шт.: | ||||||
1.1. Внутренний рынок: | ||||||
А | 198000 | 198000 | 198000 | 198000 | 198000 | 198000 |
В | 145200 | 145200 | 145200 | 145200 | 145200 | 145200 |
С | 82500 | 82500 | 82500 | 82500 | 82500 | 82500 |
1.2. Внешний рынок: | ||||||
А | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 |
В | 96800 | 96800 | 96800 | 96800 | 96800 | 96800 |
С | 192500 | 192500 | 192500 | 192500 | 192500 | 192500 |
2. Запас ГП на конец периода, шт.: | ||||||
2.1. Внутренний рынок: | ||||||
А | 66000 | 41684 | 45000 | 45000 | 62526 | 56571 |
В | 48400 | 30568 | 33000 | 33000 | 45853 | 41486 |
С | 27500 | 17368 | 18750 | 18750 | 26053 | 23571 |
2.2. Внешний рынок: | ||||||
А | 13444 | 10421 | 10000 | 10000 | 11579 | 11524 |
В | 59156 | 45853 | 44000 | 44000 | 50947 | 50705 |
С | 117639 | 91184 | 87500 | 87500 | 101316 | 100833 |
3. Запас на начало периода; шт.: | ||||||
3.1. Внутренний рынок: | ||||||
А | 66000 | 66000 | 41684 | 45000 | 45000 | 62526 |
В | 48400 | 48400 | 30568 | 33000 | 33000 | 45853 |
С | 27500 | 27500 | 17368 | 18750 | 18750 | 26053 |
3.2. Внешний рынок: | ||||||
А | 13444 | 13444 | 10421 | 10000 | 10000 | 11579 |
В | 59156 | 59156 | 45853 | 44000 | 44000 | 50947 |
С | 117639 | 117639 | 91184 | 87500 | 87500 | 101316 |
4. Объем производства; шт.: | ||||||
4.1. Внутренний рынок: | ||||||
А | 198000 | 173684 | 201316 | 198000 | 215526 | 192045 |
В | 145200 | 127368 | 147632 | 145200 | 158053 | 140833 |
С | 82500 | 72368 | 83882 | 82500 | 89803 | 80019 |
4.2. Внешний рынок: | ||||||
А | 22000 | 18977 | 21579 | 22000 | 23579 | 21945 |
В | 96800 | 83497 | 94947 | 96800 | 103747 | 96557 |
С | 192500 | 166045 | 188816 | 192500 | 206316 | 192018 |
5.
Среднесуточный объем |
||||||
5.1. Внутренний рынок: | ||||||
А | 11000 | 10421 | 9000 | 9000 | 10421 | 9429 |
В | 8067 | 7642 | 6600 | 6600 | 7642 | 6914 |
С | 4583 | 4342 | 3750 | 3750 | 4342 | 3929 |
5.2. Внешний рынок: | ||||||
А | 1222 | 1158 | 1000 | 1000 | 1158 | 1048 |
В | 5378 | 5095 | 4400 | 4400 | 5095 | 4610 |
С | 10694 | 10132 | 8750 | 8750 | 10132 | 9167 |
Расчетные значения объема производства соответствуют производственным мощностям предприятия, при этом экономически нерационально используемые мощности (простаивающие) отсутствуют.
Как видим из таблицы 9, наибольший объем производства по внутреннему рынку планируется по продукции А (1178571 шт.), а наименьший – по продукции С (491071 шт.). Всего по внутреннему рынку планируется реализовать 2533929 шт.
Наибольший объем продаж по внешнему рынку планируется по продукции С (1138194 шт.), а наименьший – по продукции А (130079 шт.). Всего по внешнему рынку планируется реализовать 1840623 шт.
Этот бюджет предназначен для более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта.
Коммерческие расходы - затраты, связанные с продвижением продукции на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например комиссионные. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно растут коммерческие расходы.
К переменным коммерческим расходам предприятия относятся:
К постоянным коммерческим расходам предприятия относятся:
Бюджет коммерческих расходов предприятия представлен в табл.10.
Таблица 10 - Бюджет коммерческих расходов предприятия
Показатель | Месяцы бюджетного периода | |||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | |
Выручка по внутреннему рынку | 111 210,0 | 112 099,7 | 113 332,8 | 115 146,1 | 116 182,4 | 117 809,0 |
Выручка по внешнему рынку | 224 103,9 | 222 208,9 | 221 212,8 | 222 206,1 | 219 346,8 | 218 721,0 |
Переменные коммерческие расходы, всего: | 8 196,5 | 8 130,8 | 8 097,8 | 8 136,8 | 8 037,1 | 8 018,1 |
в том числе: | ||||||
комиссионные вознаграждения сбытовым агентам | 6 723,1 | 6 666,3 | 6 636,4 | 6 666,2 | 6 580,4 | 6 561,6 |
транспортные
расходы (доставка
и погрузка),
тыс. евро |
31,1 | 31,1 | 31,1 | 31,1 | 31,1 | 31,1 |
транспортные
расходы (доставка и погрузка),
тыс. руб. |
1 250,9 | 1 240,3 | 1 234,8 | 1 240,3 | 1 224,4 | 1 220,9 |
прочие | 222,4 | 224,2 | 226,7 | 230,3 | 232,4 | 235,6 |
Постоянные коммерческие расходы, всего: | 6 826,7 | 6 827,6 | 6 828,8 | 6 830,6 | 6 831,6 | 6 833,3 |
в том числе: | ||||||
аренда склада | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
амортизация оборудования | 5 991,3 | 5 991,3 | 5 991,3 | 5 991,3 | 5 991,3 | 5 991,3 |
зарплата обслуживающего персонала | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 |
реклама | 111,2 | 112,1 | 113,3 | 115,1 | 116,2 | 117,8 |
прочие | 599,1 | 599,1 | 599,1 | 599,1 | 599,1 | 599,1 |
Общая величина коммерческих расходов | 15 023,1 | 14 958,4 | 14 926,6 | 14 967,4 | 14 868,8 | 14 851,4 |
Из них подлежит выплате | 9 031,8 | 8 967,0 | 8 935,3 | 8 976,1 | 8 877,4 | 8 860,1 |
График выплаты коммерческих расходов предприятия составляется аналогично графику поступления выручки от реализации продукции, только вместо дебиторской задолженности определяется кредиторская задолженность предприятия по коммерческим расходам, а также общая сумма платежей в периоде. При этом кредиторская задолженность предприятия на начало бюджетного периода отсутствует.
Итоговые показатели графика выплат используются при построении бюджета движения денежных средств и при прогнозировании баланса предприятия.
Некоторые статьи коммерческих расходов оплачиваются непосредственно в том периоде, в котором они возникли, а остальные статьи – в следующем месяце. Так, в месяц возникновения осуществляются выплаты следующих категорий коммерческих расходов предприятия:
В последующем месяце за периодом возникновения (то есть в результате получения полной оплаты за отгруженную продукцию) выплачиваются такие коммерческие расходы:
Выплате подлежат все коммерческие расходы за исключением амортизационных отчислений.
График выплаты коммерческих расходов представлена в табл. 11.
Таблица 11 - График выплаты коммерческих расходов
Показатель | Месяц бюджетного периода | |||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | |
1 Кредиторская задолженность на конец периода | 4115,8 | 6106,7 | 6098,8 | 6036,1 | 7501,1 | 4547,0 |
2 Оплата в текущем периоде по месяцам: | ||||||
январь | 4872,9 | 2124,9 | 1990,9 | |||
февраль | 4842,3 | 2115,9 | 1999,9 | |||
март | 4828,5 | 2124,9 | 1974,1 | |||
апрель | 4851,4 | 125,0 | 3937,0 | |||
май | 4804,2 | 2093,5 | ||||
июнь | 4798,1 | |||||
3
Общие выплаты в текущем |
4872,9 | 6967,2 | 8935,3 | 8976,1 | 6903,3 | 10828,5 |