Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 16:11, курсовая работа
Целью исследования является анализ проблем и выявление направлений совершенствования системы стимулирования и оплаты труда рабочих Министерства Обороны Российской Федерации.
В соответствии с целью исследования в дипломной работе поставлены следующие задачи:
- выявить сущность и тенденции развития системы стимулирования и оплаты труда работников бюджетной сферы;
- изучить экономическую сущность стимулирования и оплаты труда, проявляющуюся через их функции;
- описать принципы функционирования и построения действующей системы стимулирования труда;
- определить направления совершенствования системы стимулирования и оплаты труда;
- проанализировать проблемы стимулирования и оплаты труда.
Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 №895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет8.
Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).
В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов9.
Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.
За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам10.
Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.
Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы11.
Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.
Действительно,
чем можно объяснить то, что
сначала разница между
Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.
Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого–шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. – тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. – тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. – тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. – тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. – тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. – тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. – тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. – тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. – тарифная ставка шестого разряда12.
После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3%, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039
Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. №256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.
При
этом нарушилась вся логика реального
повышения зарплаты. Реальный процент
её повышения у работающих по этим разрядам
был установлен хаотично без какого-либо
обоснования и составил от 14,9% до 15,85% (табл.
1.2). Максимальное увеличение зарплаты
в 37,5% коснулось только работающих по первому
и последнему разрядам. То есть наиболее
социально незащищенными в нашей стране
наряду с неквалифицированным персоналом
являются руководители бюджетных организаций,
которым присвоен восемнадцатый разряд
ЕТС.
Таблица 1.2. Изменение шкалы ЕТС
Разряды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Тарифные коэффициенты | 1 | 1,04 | 1,09 | 1,142 | 1,268 | 1,407 | 1,546 | 1,699 | 1,866 |
Процент повышения | 37,50 | 28,83 | 21,85 | 15,46 | 15,46 | 15,85 | 15,53 | 15,65 | 15,57 |
Разряды | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Тарифные коэффициенты | 2,047 | 2,242 | 2,423 | 2,618 | 2,813 | 3,036 | 3,259 | 3,51 | 4,5 |
Процент повышения | 15,35 | 15,03 | 15,28 | 15,38 | 15,12 | 15,32 | 14,90 | 14,91 | 37,50 |
Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. №260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.
Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 1.3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Таблица 1.3.Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда
Дата введения | Минимальный размер оплаты труда (руб.) | Тарифная ставка первого разряда ЕТС |
1 января 1996 г. | 83,49 | 63,25 |
1 января 1999 г. | 110 | |
1 января 2000 г. | 132 | |
1 января 2001 г. | 200 | 132 |
1 июля 2001 г. | 300 | |
1 декабря 2001 г. | 450 | |
1 мая 2002 г. | 450 | |
1 октября 2003 г. | 600 | 600 |
1 января 2005 г. | 720 | 720 |
1 сентября 2005 г. | 800 | |
1 мая 2006 г. | 1100 | 1100 |
1 октября 2006 г. | 1221 |
Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.
Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.
В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:
1) низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС – иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 –20% необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;
2)
недостаточность 18 разрядов для
отражения дифференциации
3)
недостаточный учет отраслевых
особенностей в оплате труда.
В основном отраслевые особенности
отражены через систему доплат и надбавок.
2.2.
Материальное стимулирование оплаты труда
работников бюджетной сферы
Комплексный подход при осуществлении мер по коренному совершенствованию заработной платы предполагает перестройку всех составляющих оплаты по труду. Перестройка затрагивает не только основные элементы тарифной системы, сферы применения и действенность различного рода надбавок и доплат, выбор наиболее прогрессивных форм индивидуальной и коллективной оплаты труда, но и материального стимулирования работников.
Эффективность всех составляющих оплаты труда возрастает на основе не только совершенствования и перестройки каждой из них в отдельности, но углубления и усиления их воздействия, поскольку все они в комплексе должны обеспечивать стимулирование трудовых достижений, обоснованную оценку вклада каждого в общие результаты работы.
В настоящее время в целях интенсификации экономики страны требуются новые подходы в организации стимулирования труда работников, так как непосредственно человеку придется решать задачи значительного увеличения валового внутреннего продукта страны в ближайшее время.