Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:53, шпаргалка
1. Основные проблемы русской ж-ки 18 века. Сатирические журналы.
Журн-ка возникла «сверху» как элемент правительственной политики, по указу Петра. Предназначалась для пропаганды и разъяснения реформ. Главные издания периода: «Ведомости» (с 1702 года, служила целям пропаганды внутренней и внешней политики правительства, монопольно воздействовала на мнения читателей), «Московские ведомости» (с 1756 года, Ломоносов), «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (с 1755 года, Ломоносов), «Трудолюбивая пчела» (первый частный, с 1759 года, Сумароков). Значима деятельность Радищева и Карамзина.
16.Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
Жанр (с фр. «род», «вид») – устойчивая типизированная форма, имеющая содержательное наполнение. Существует ряд категорий журналистской деятельности: цель, функции, предмет, методы сбора, анализа и изложения информации (формируется особенная специфика жанра), содержание и форма. Тертычный: под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами.
На дифференциацию жанров влияют такие категории журналистики, как функции, предмет и т.д. В зависимости от дифференциации цели, функции, предмета и различаются жанры. Тенденция развития – изменения в предмете и методе. Со времен первой печатной газеты — петровские «Ведомости» (1702 г.) стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия. С появлением в XVIII в. российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких ее жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и другие В 90 гг. XX в. - жанровые трансформации. Эпоха разрушения традиционных взглядов на жанр, возникновения новых и исчезновения старых жанров, выработки новых подходов в подаче информации и мн. др. (В связи с перестройкой).
Кройчик: произошла переоценка жанровых ценностей: одни жанры просто ушли с газетной полосы (например, очерк), уступив место другим; развитие новых информационных технологий (сети Интернет, в частности) создало естественные предпосылки для унификации(упрощения) жанров. Россия, отказавшись от тоталитарной модели государственного устройства, пошла по пути построения открытого гражданского и демократического общества. Жанровые трансформации непосредственными образом сказались и на работе журналистов. В эпоху конкурентной борьбы изданий за скорость передачи информации у журналистов стали ценится такие качества, как умение быстро добывать необходимую информацию и оперативно подготавливать ее для печати. Многие из них перешли или на эксклюзивную подачу новостей, или на их комментирование. Поэтому жанр комментария становится наиболее популярным среди газетчиков.
Основные тенденции в системе жанрообразования:
• смещение одних жанров другими. В системе жанров журналистики на периферию отошли такие крупномасштабные жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров;
• возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых на вооружение из других сфер человеческой деятельности, например, социологическое резюме или статья-прогноз;
• процесс размывания жанровых границ приводит не только к образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование), но и постоянному жанровому взаимообогащению;
• изменяясь и трансформируясь, жанры в своем развитии сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров.
Тертычный: Информационные жанры (заметка, репортаж),Аналитические (статья, журналистское расследование), Художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет). Корконосенко: классифицирует жанры по основанию отношения к факту: 1.констатируют - информационные, 2.анализ, аргументация, иллюстрация факта – аналитические, 3. Худ – публ –факт, как отправная точка для создания х/п образа и иллюстрирует авторские мысли.
Кройчик: 1. оперативно-новостные - заметки
во всех ее разновидностях; 2. оперативно-исследовательские
- интервью, репортажи, отчеты; 3. исследовательские-новостные
–корреспонденция, комментарий (колонка),
рецензия; 4. исследовательские - статья,
письмо, обозрение; 5. исследовательско-образные
(художественно-
В современной журналистики выделяют лишь 4 самостоятельных классических жанра: информация, репортаж, интервью и статья. Все остальное, как считает Виталий Третьяк – это служебные жанры. Однако в конце XX века появился пятый, рожденный ТВ неклассический жанр – игра (ток-шоу, реалити-шоу и т.д.)