Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:53, шпаргалка
1. Основные проблемы русской ж-ки 18 века. Сатирические журналы.
Журн-ка возникла «сверху» как элемент правительственной политики, по указу Петра. Предназначалась для пропаганды и разъяснения реформ. Главные издания периода: «Ведомости» (с 1702 года, служила целям пропаганды внутренней и внешней политики правительства, монопольно воздействовала на мнения читателей), «Московские ведомости» (с 1756 года, Ломоносов), «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (с 1755 года, Ломоносов), «Трудолюбивая пчела» (первый частный, с 1759 года, Сумароков). Значима деятельность Радищева и Карамзина.
67. Структурно-функциональный подход к анализу СМИ (Г. Лассуэлл, Р. Мертон, Г. Лазарсфельд). Функции и дисфункции СМИ.
Структурный функционализм – это методологический подход в социологии и культурной антропологии, рассматривающий общество и соц. институты как социальные системы, с т. зр. их структуры и социальных функций (значения, роли).
Предполагается, что общество – это сложное интегративное целое, в котором каждый соц. институт выполняет ряд функций, важных для поддержания и воспроизводства всей соц. системы. Гл. функция СМИ – функция социальной интеграции, т.е. сплочения общества на основе общих норм и ценностей.
Нужно различать функции и дисфункции: явные и латентные функции, непреднамеренные, но признанные и преднамеренные, но не признанные функции соц. института (амер. социолог Роберт Мертон). Из баланса ф. и дис. складывается общий результат воздействия СМИ на общество.
Роберт Мертон и Пол Лазарсфельд в одной из своих работ выделили функции СМИ: а) функция присвоения статуса (фактам, событиям, актуальность – неакт-ть); б) функция укрепления социальных норм (публично закреп. Те – иные нормы, хорошо – плохо определяют СМИ); в) дисфункция наркотизации (СМИ способствует усыплению).
Мертон полагал, что СМИ поддерживают и укрепляют существующий социальный порядок, культивируя принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания. Причина – экономическая зависимость СМИ от бизнеса: СМИ вынуждены лоббировать интересы бизнеса (своих владельцев, спонсоров, рекламодателей), тем самым косвенно поддерживая рыночную экономику и основанный на ней капиталистический порядок.
Амер.социологи Лассуэлл и Райт предложили схему функционального анализа СМИ, где описаны функции и дисфункции СМК. Например, к позитивной функции СМИ относится «развлечение» СМИ заполняют свободное время, позволяют отвлечься от действительности; создают и транслируют массовую культуру; повышают этетический вкус. В то же время, СМИ способствуют бегству от реальности (эскапизм), неоправданно повышают знач-ть сферы досуга; искажают высокое искусство и понижают этим эстетич. вкус. В отношении каждой функции (наблюдение, согласие, передача культуры, развлечение) существуют и дисфункции СМИ.
Достоинства структурно-функционального подхода к анализу СМИ: универсальный и востребованный подход, позволяющий выявить социальную роль СМИ в обществе. Недостатки: консерватизм, неспособность объяснять социальную динамику (помимо статики), исключение из поля рассмотрения личности и ее поведения, сложность эмпирического выявления (измерения) баланса функций и дисфункций.