Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:53, шпаргалка
1. Основные проблемы русской ж-ки 18 века. Сатирические журналы.
Журн-ка возникла «сверху» как элемент правительственной политики, по указу Петра. Предназначалась для пропаганды и разъяснения реформ. Главные издания периода: «Ведомости» (с 1702 года, служила целям пропаганды внутренней и внешней политики правительства, монопольно воздействовала на мнения читателей), «Московские ведомости» (с 1756 года, Ломоносов), «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (с 1755 года, Ломоносов), «Трудолюбивая пчела» (первый частный, с 1759 года, Сумароков). Значима деятельность Радищева и Карамзина.
50. Журналистика
как социальный институт
Социальный институт – исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни (государство, армия, СМИ), обеспечивающее выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, образцов поведения, систему контроля. Существуют эконом., полит., культурно-образовательные и др. соц. инст.
Жур-ка является одним из важнейших соц.инст., без которого невозможно нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Жур-ка функционирует на демократических началах в условиях полной реализации свобод. В системе властных отношений в обществе журн-ка занимает особое место, поскольку, где есть информация, там присутствует управление Властные полномочия СМИ лежат в сфере влияния. Вроде бы к суждениям, приговорам и рекомендациям СМИ никто не обязан прислушиваться, но влияние так или иначе происходит в сознании и поведении людей.
Жур-ку как соц. инс. образуют три вида СМИ. 1. Гражданская журналистика. Гражд.общество - это область человека как гражданина, активно реализующего свои права. Они создают кооперативы, союзы, обществю. объединения, церковные, спортивные. Все они составляют гражд. общ. и чем они более развиты, чем значимее становится их роль. Все они могут создавать свои СМИ, независимые от гос. 2. Государственные СМИ. В идеале они должны представлять интересы большинства и меньшинства. 3. Государственно-общественные СМИ, именно они могут максимально полно реализовать обществ. интересы Они признаны выступать с общенародной позицией и предлагать общеприемлемые решения проблемы.
Определение «четвертая власть» ввел политик и публицист Берк в 18в. Властные полномочия СМИ - сфера влияния. Этот вид власти означает социальную практику, действующую при помощи убеждения. В демократическом обществе при закрепленном конституцией суверенитете народа прямое призвание журналистики – реализовать волю и власть народа. Отношения четвертой власти с тремя ветвями гос. власти, должны быть партнерскими, что предполагает и контроль со стороны СМИ, и критику политики и действий властей.
Ряд проблем в реализации власти СМИ:
1.Представляемый
2. Различные частные группы и силы со своими взглядами и требованиями не представлены обществу через «свои» СМИ и потому не обладают возможностями пользоваться средствами «четвертой власти» на равных основаниях.
Решение: подлинная и всесторонняя демократизация управления на основе социального контракта между управляющими и управляемыми как равноправными партнерами,
3. Проблема понимания и меры использования «властных полномочий». Один вариант - сознательное нежелание журналистов считать себя «властью» в каком бы то ни было виде. Реализация его связана с представлением журналистов о том, что роль СМИ - чистое информирование (недовласть). Другой неадекватный вариант - сверхвласть, то есть представление о полной зависимости общества от СМИ.
4. Стремление гос. власти ограничить правомочия и стеснить деятельность «четвертой власти», запугать ее, заставить через нормативные акты или скрытым давлением действовать в соответствии с видами гос. власти.