Шпаргалки по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:53, шпаргалка

Описание

1. Основные проблемы русской ж-ки 18 века. Сатирические журналы.
Журн-ка возникла «сверху» как элемент правительственной политики, по указу Петра. Предназначалась для пропаганды и разъяснения реформ. Главные издания периода: «Ведомости» (с 1702 года, служила целям пропаганды внутренней и внешней политики правительства, монопольно воздействовала на мнения читателей), «Московские ведомости» (с 1756 года, Ломоносов), «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (с 1755 года, Ломоносов), «Трудолюбивая пчела» (первый частный, с 1759 года, Сумароков). Значима деятельность Радищева и Карамзина.

Работа состоит из  82 файла

6.doc

— 38.00 Кб (Скачать документ)

6. Особенности  периодизации истории отечественной  журналистики XX века.

История всей отечественной журналистики началась с 1702 года, когда вышла газета «Ведомости».

1. 1917-1991 – период Советской журналистики

1) 1917-1927 – Становление и формирование советской власти. Становление партии, становление советской партийной журналистики. Декрет о печати закрытие буржуазных газет (Русское слово, Речь). - В 1917 г. увидела свет и наиболее популярная, особенно в 1930-е годы, газета «Гудок»,ред. Сосновский. 1918 г. началась история советской экономической журналистики. Первый номер ведомственной газеты «Известия Высшего Совета Народного Хозяйства». Важное событие- создание в 1918 году Российского телеграфного агентства (РОСТА). Еще до 1917 г. начинается использование радио как средства информации. В эфир было передано ленинское обращение «К гражданам России», возвестившее о победе Октябрьской революции. После этого последовали другие радиопередачи, начинавшиеся с обращения: «Всем, всем, всем!».1й съезд журналистов России – ноябрь 1918 г. и имела немаловажное значение для принятия его решений. Издания (окна) РОСТа - Первая стенная газета, расклеенная на улицах Москвы.

2) 20-е – период НЭП, относительный плюрализм. Этот период привел к развитию жур-ки.

Советский толстый журнал, критическая журналистика (в 1922 алтайский журнал «Сибирские огни» - Сийфуллина, Правдухин: публицистика+работы профессоров Томского ун-та)

- «Красная Новь», Горький «Наши  достижения», «За рубежом» - большевистская  печать 

- Левый фронт искусств (творческое объединение, основные принципы деятельности ЛЕФа — литература факта (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, социальный заказ.) – футуристы (Маяковский, Бабель, Катаев, Пастернак)

- система центральных  газет. («Труд», «Рабочая газета»,  «Крестьянская газета», «Батрак», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Пионерская правда», «Учительская газета»). С приложениями «Крокодил», «Лапоть» и др.

Создаются новые центральные  теоретические журналы «Коммунистическая  революция», «Большевик», «Под знаменем марксизма». Значительную группу журнальной периодики представляли литературно-художественные и литературно-критические журналы: «Красная новь» «Новый мир» «Октябрь» «Молодая гвардия» а также иллюстрированные молодежные и детские: «Смена» «Красная молодежь» «Пионер» «Мурзилка». в 1923 г. начал издаваться один из самых популярных журналов – «Огонек».С возникновением частных издательств появилась возможность издания газет и журналов оппозиционных Советской власти, чем нэпманы незамедлительно и воспользовались: в 1922 г. группа московских нэпманов приступила к выпуску газеты «Листок объявлений», начали выходить также многие бульварные журналы, такие, как «Рупор», «Тачка» и др.Журналистика первого советского десятилетия представлена очерками, фельетонами Л. Сосновского, А. Серафимовича, Л. Рейснер, Д. Фурманова, В. Карпинского, М. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова и других.

3) 30-е – модель тоталитарной журналистики. Информационность – троцкизм, только пропаганда и агитация. Мифологизация общественного сознания и журналистики.

4) конец 30 – красный террор – нарушение презумпции невиновности, шахтинское дело.

5)30-40-е – строим социализм. Герои публикация олицетворяют собой лишенное человеческих качеств существо – парадная сторона. Чистки – Кольцова обвинили в агентуре.

6) 1941-1945 – ВОВ. Героизм на поле боя и в тылу (военные отделы, партизанская, фронтовая печать, «Красная звезда», Совинформбюро)

7)1945-1953 – послевоенное время

1945 г. ЦК ВКП(б) принимает  решение «Об улучшении качества  и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». В постановлении была отмечена также необходимость изменения структуры аппарата редакций: в краевых и областных газетах, кроме секретариата, устанавливались отделы партийной жизни, пропаганды, промышленности и транспорта, сельского хозяйства, культуры и быта, писем трудящихся, внутренней информации. В газетах союзных республик, кроме этих семи отделов, утверждались еще три: советского строительства, иностранной и местной корреспондентской сети. В связи с увеличением объема газет и созданием новых отделов возрос штат аппарата редакций, стало больше собственных корреспондентов. Количественный рост изданий. Особое место среди центральных изданий занимала газета «Культура и жизнь», являвшаяся органом

  1. 1953-1964 – хрущевская оттепель (термин Эренбурга).

Смерть Сталина –  смерть сталинского стиля, реабилитация, приподнят железный занавес, шестидесятники – либеральное движение интеллигенции, стиляжничество. Непоследовательность Хрущева (вывел Солженицына, ругал  неформальных художников), развенчивание культа личности. С октября 1956 г. стало ежедневным телевизионное вещание в Ленинграде, еще раньше – в январе 1955 г. перешло на вещание без выходных московское телевидение. Телевидение становится поистине массовым: к концу 1955 г. насчитывалось свыше миллиона телезрителей. В 1960 – постулат о дальнейшем развитии ТВ, определена мат база.

1961 – агентство печати  новости (АПН) – за имидж СССР за границей.

  1. 1964-1985 брежневский застой

– экономический кризис из-за хрущевского волюнтаризма. Концепция развитого социализма.

– новая Конституция. Появление  диссидентов процессы над Синявским. Распространение самиздата. Глушение. Количественный рост газет, ТВ – 93% населения.

– цветное изображение. 70-80 – господство видеозаписи 

Ежегодник «Шаги» - лучшее в публицистике. Бурно развивается путевой зарубежный очерк. Очерк о профессии, очерк-монолог, бытовой очерк, парадный очерк. Аграновский – обозначал проблемы, о которых говорили на кухне.

  1. 1986-1990 – перестройка.

Модель перестроичных  СМИ - орудие перестройки. Новые задачи. СМИ-инструмент критики, демократизации, но сверху. Сохраняется роль партии, свободы слова нет, но есть гласность! Раскол СМИ в конце перестройки: за Горб, Ельц, против всех. К концу периода - полная экономическая самостоятельность СМИ, появление негос СМИ.

  1. Конец 80-нач 90: начала появляться способность СМИ к организации общественного диалога в режиме 2сторнней коммуникации. Субъективность СМИ, они выстраивали картину мира адекватно происходящую(это ново), включали актуальные вопросы для населения
  2. 80-90е. «Романтическая эпоха гласности». СМИ посредник, наблюдатель, разоблачитель, сотворители народных кумиров, заложили персонификацию политики.
  3. 1991-1993 – постперестроичная периодизация. Свобода слова для всех. Печать считает себя 4 властью Свобода слова, отмена цензуры полная, экономич свобода. Но эконом реформ сделали прессу малорентабельной. Гос субсидий недостаточно. И пресса обратилась за помощью к банкам. Оказалась не готово  к работе в условиях рынка.92г либерализация цен, резкое снижение платежеспособности населения, цены на бумагу росли, тиражи падали. Пресса в кризисе. Взаимодействие прессы и власти. 93г.-восстановление цензуры, газеты с белыми пятнами(Ельцин критиковал материалы).
  4. 1993-1996. Свобода печати для всех, у кого есть деньги. Вместо агитпрофа-бизнес! пресса покупалась и продавалась. Превратилась в инструмент лоббирования (продвижения) интересов. Владение прессой - политич влияние. Если бизнес-группа поддерживает власть, власть поддерживает ее.
  5. 1997-2000-е – свобода слова в руках олигополий. информационных войн.за полит власть, информационный рынок. Не чистые медиа, плюс использование полит, финанс ресурсов -корпоративный бизнес.
  6. Март2000 Путин. Свобода слова при гос-ом доминировании СМИ.

Птички на проводе.lnk

— 1.08 Кб (Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалки по "Журналистике"