Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
2. Методология и методы педагогического исследования.
Методология – 1) учение о принципах, методах познания и преобразования
педагогической действительности.
2) система знаний об основаниях и структуре педагогической теории,
о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Для учителя
обладать методологической культурой
значить знать методологию
Метод наблюдения: непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Виды: непосредственное и опосредованное (сам процесс скрыт, а реальная картина фиксируется по каким-либо показателям), сплошное (охватывает процессы в целостном виде, от начала до конца) и дискретное (пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов), открытое (испытуемым известен факт их наусной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально) и конспиративное (факт скрытого прослеживания действий испытуемых). Исследовательское наблюдение организуется с 3х позиций: нейтральной (наблюдение за уроком, учителем, учениками); сам ведёт урок; 3я позиция предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних. Материалы исследования фиксируются с помощью протоколов, дневников, видео- и кинорегистрации. Этот метод позволяет обнаружить внешние проявления педагогических фактов. Опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Общие правила: выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка вариаций вопросов. Интервьюирование – исследователь задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемого вопросу. Правила: создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Анкетирование: константное анкетирование осуществляется посредством корреспондентских связей; прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. Виды анкет: открытая (вопросы без вариантов ответов), закрытая (даются готовые ответы для выбора), смешанная. Педагогический эксперимент определяется как опытная попытка проверки гипотезы. Виды: глобальные (с 6-летними детьми), локальные (проверки гипотезы о продуктивности метода без объяснительного обучения с помощью “кочующих терминов”), микроэксперимент. Правила: недопустимость риска для здоровья ребёнка, гарантия от нанесения вреда для самочувствия; методологическое предписание – поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки, предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания, реализация гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку. В технике проведения эксперимента, как правило, выделяют 2 группы: экспериментальная (реализуются инновационные решения) и контрольная (те же дидактические задачи решаются с традиционной точки зрения). Учёные получают возможности сравнить 2 результата. Виды: мыслительный (воспроизведение в уме), стендовый (в лабораторных условиях, игра), натуральный; естественный (осуществляется с помощью ввода опытной конструкции в обыденные сценарии работы педагога) и лабораторный (создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая гипотеза). Терминологические методы: учёные идут к анализу пед. явлений не от практики, а оттого, что закреплено в языке теории педагогики, её лексическом фонде. Социометрические методы: служат средством измерения и изучения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнёры знают друг друга. С помощью социометрических методов можно определить социометрический индекс личности в коллективе. Верность данных методов весьма спорна, так как в разных ситуациях один и тот же человек может стать и лидером, и отвергнутым. Тестирование: осуществляется по тщательно отработанным стандартихованным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.