Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

02.doc

— 29.50 Кб (Скачать документ)

2. Методология и  методы педагогического  исследования.

Методология – 1) учение о принципах, методах познания и преобразования                

педагогической  действительности.

                           2) система знаний об основаниях  и структуре педагогической теории,

о принципах  подхода и способах добывания  знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний, отражающих педагогическую действительность, а  также система деятельности по получению  таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Для учителя  обладать методологической  культурой  значить знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогической ситуации. Основные составные части: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формирование и творческое решение педагогической задачи; методологическая рефлексия. Для решения интеллектуальных задач в области педагогики требуются следующие умения: видеть проблему  и соотносить с ней  практический материал, выдвигать предположения и мысленно представить с ней себе последствия его реализации и т. п.  Самый важный признак методологической культуры является умение и желание пользоваться научными знаниями для анализа и совершенствования свой работы. Методология педагогики выступает в 2х объектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеют в виду 2 вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в связи с её практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Принципы выбора методов для решения конкретных исследовательских задач:

  • принцип совокупности методов исследования означает, что для решения любой проблемы используются не один, а несколько методов;
  • принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

Метод наблюдения: непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Виды: непосредственное и опосредованное (сам процесс скрыт, а реальная картина фиксируется по каким-либо показателям), сплошное (охватывает процессы в целостном виде, от начала до конца) и дискретное (пунктирное, выборочное фиксирование  тех или иных изучаемых явлений, процессов), открытое (испытуемым известен факт их наусной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально) и конспиративное (факт скрытого прослеживания действий испытуемых).  Исследовательское наблюдение организуется с 3х позиций: нейтральной (наблюдение за уроком, учителем, учениками); сам ведёт урок; 3я позиция предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних. Материалы исследования фиксируются с помощью протоколов, дневников, видео- и кинорегистрации. Этот метод позволяет обнаружить внешние проявления педагогических фактов. Опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Общие правила: выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка вариаций вопросов. Интервьюирование – исследователь задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемого вопросу. Правила: создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Анкетирование: константное анкетирование осуществляется посредством корреспондентских связей; прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. Виды анкет: открытая (вопросы без вариантов ответов), закрытая (даются готовые ответы для выбора), смешанная. Педагогический эксперимент определяется как опытная попытка проверки гипотезы. Виды: глобальные (с 6-летними детьми), локальные (проверки гипотезы  о продуктивности метода без объяснительного обучения с помощью “кочующих терминов”), микроэксперимент. Правила: недопустимость риска для здоровья ребёнка, гарантия от нанесения вреда для самочувствия; методологическое предписание – поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки, предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания, реализация гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку. В технике проведения эксперимента, как правило, выделяют 2 группы: экспериментальная (реализуются инновационные решения) и контрольная (те же дидактические задачи решаются с традиционной точки зрения). Учёные получают возможности сравнить 2 результата. Виды: мыслительный (воспроизведение в уме), стендовый (в лабораторных условиях, игра), натуральный; естественный (осуществляется с помощью ввода опытной конструкции в обыденные сценарии работы педагога) и лабораторный (создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая гипотеза). Терминологические методы: учёные идут к анализу пед. явлений не от практики, а оттого, что закреплено в языке теории педагогики, её лексическом фонде. Социометрические методы: служат средством измерения и изучения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнёры знают друг друга. С помощью социометрических методов можно определить социометрический индекс личности в коллективе. Верность данных методов весьма спорна, так как в разных ситуациях один  и тот же человек может стать и лидером, и отвергнутым. Тестирование: осуществляется по тщательно отработанным стандартихованным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"