Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

43.doc

— 49.00 Кб (Скачать документ)

43. Принципы и закономерности  воспитания

     Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

   Определить  закономерность — значит, выявить  основу идеального плана педагогической деятельности. Пренебречь закономерностями — значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность.

   Первая  закономерность. Педагог должен уметь вести наблюдение за состоянием воспитанника, вовлечь ребенка в активную деятельность. Игровая инструментовка, элементы состязательности, ролевая ситуация, и прочие методические приемы обеспечивают щадящий режим целенаправленной активности ребенка (Например, во время урока дети идут в школьный сад и там "на деревьях и кустах" ищут части речи и записывают свои находки.). Хороший педагог — это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.

   Пренебрежение закономерностью "вхождения в  культуру только через активные усилия самого воспитанника" дорого обходится педагогу — его профессиональная работа безрезультатна, а поведение детей становится хуже с их возрастанием. Педагог совершает ошибку: сам говорит, сам показывает, сам моет, — позволяя ребенку лишь наблюдать. Потом, когда от ребенка потребуется говорить, показывать, мыть, убирать — он оказывается недееспособным. И тогда педагог оценивает детей: "Какие вы невоспитанные!" — укоряя их за то, в чем сам виноват как профессионал, не реализовавший своих профессиональных функций.

   Первый  постулат воспитания: "0рганизовать  воспитание - это  организовать жизнь  ребенка в соответствии требованиям культуры на каждый данный момент жизни и деятельности".

    Вторая  закономерность. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей, и определяется на каждый момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в соответствии с актуальными потребностями. Пренебрежение актуальными потребностями приводит ребенка на антисоциальную дорогу -  девиантное поведение воспитанников.

   Педагогический  учет актуальных потребностей — это  разрешение острого противоречия между  природным и социальным в личности, между тем, что на данный момент развития ребенка требует природа, и тем, что должно быть с позиций социальной жизни этого ребенка. Позже, когда ребенок станет взрослым и субъектом собственной жизни, он самостоятельно станет разрешать

   Хороший педагог - это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим ребенком и что для ребенка кажется самым главным на данный момент его жизни, и не отвергать "неудобство" развития, а направлять особенности роста по пути культуры,

   Педагогический  постулат: "Необходимо учитывать новые потребности и интересы воспитанника на каждый момент его развития, предъявляя детям новую деятельность и новый объект для взаимодействия в согласии с реальными их интересами.

   Третья  закономерность. Развитие личности через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни навыками для самостоятельной жизни. Следовательно, необходимо  оснастить ребенка деятельностной готовностью. Совместно разделенная деятельность выступает решением данного противоречия. Суть ее - соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.

   Меру  соотношения "совместной" и "разделенной" деятельности можно определить по уверенности ребенка, по его активности, по увлеченности работой педагог может судить, когда следует уменьшить свои усилия, отдать инициативу воспитаннику, переложив трудности работы на его плечи. Совместно разделенная деятельность осуществляется и стратегически: через проекцию постепенно расширяющихся прав и обязанностей воспитанника в учреждении и в семье, через передачу полномочий, ранее принадлежавших педагогу.

   Хороший педагог — это педагог, чувствующий  границы меры собственного участия  в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот еще не усвоил.

Постулат: первоначальный этап культуросообразной деятельности необходимо обеспечивать собственными усилиями педагога как центрального субъекта деятельности".

   Четвертая закономерность. Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка. Проявление любви — это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ. Чем ниже педагогические оценки, тем ниже успехи ребенка и слабее его общее, и личностное развитие.

   Положительное подкрепление — ключевая операция выражения любви к ребенку (комплимент, поощрение). Помимо этого, необходимо снимать страх ребенка перед неуспехом ("ничего страшного"), авансировать ребенка ("у тебя непременно получится"), усилить мотив деятельности ("это так важно для нас и для тебя"), отмечать, исключительны» черты личности ребенка, позволяющие надеяться на успех ("ведь ты...", "ведь у тебя..."). Педагог должен позаботиться, чтобы группа "любила" ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его успехов.

   Любить  ребенка — значит признавать за ребенком право на существование  его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями. Принять ребенка как данность — значит, признать право на самобытность, не сравнивать ни с кем, даже с выдающейся личностью, и не призывать быть похожим на кого-то. Учить быть самим собою.

   Педагогический  постулат: необходимо внешне проявлять  уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.

   Пятая закономерность. Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывают воспитанию так называемый "скрытый характер". Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее, и приготовленности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.

Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением  ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным к нему отношением. К тому же, ориентация ребенка на предметную деятельность и предметные цели (читать,  кататься на велосипеде, встречать гостей и т.п.) заслоняет его внимание от того, что он в школу ходит, чтобы "воспитываться", а в кружке "Умелые руки" формируют его эстетический вкус. Ребенок проживает взаимодействие с миром, и это составляет его счастье жизни как субъекта, обретающего свой внутренний мир и свою душу. "Открыть" замысел воспитания — значит,  поставить ребенка в позицию объекта. Объект не имеет своего лица; не имея лица, не выступает личностью, оставаясь особью, индивидом.

   Открытое  педагогическое воздействие невольно провоцирует сопротивление воспитанника.

   Педагогический  постулат: В работе с детьми необходимо педагогически инструментировать внимание и заботу, направленные на достижение предметной цепи, на последствия организуемой деятельности, на ход событий, влияющих на самочувствие людей, а также на последствия планируемого и совершаемого воспитанниками, но ни в коем случае не на профессиональную заботу о достижении цели, воспитания".

Таким образом»  педагогические закономерности  выдвигают для педагога-практика ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку.

Характеристика  принципов воспитания

Принцип — общее руководящее положение, проистекающее из цели воспитания и из природы воспитания, требующее последовательности действий, в значении "постоянства" при различных условиях и обстоятельствах. Принцип устанавливает соответствие того, что планирует педагог ("чего хочу?") и того, что, возможно, достигнуть ("что могу?").

   Первый  принцип воспитания,ориентация на ценности и ценностные отношения.

   Данный  принцип означает постоянство профессионального внимания педагога на эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям.

   По  данному принципу происходит значимость для человеческой жизни всех объектов мира, одухотворение: скамья — для отдыха усталого путника... И далее: перед нами старик — мы видим этап жизни каждого человека; перед нами одуванчик — мы общаемся с природой. Поэтому ребенок не станет таскать кошку за хвост (она живая!), постарается сдержать свое недовольство на приятеля (он другой, непохожий на меня).

   Принцип ориентации на ценностное отношение  помогает учителю справиться с осложненным поведением детей через интерпретацию их дурных действий как отношений. Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию "быть", когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание.

   Условием  же реализации принципа выступают философская  подготовленность педагога, психологическая подготовка и личностная позиция "быть", им занятая, которая только и позволяет педагогу распознавать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением — закономерность, за закономерностью — основания жизни.

   Нельзя  завязать детям глаза, закрывая от них  бушующие на мировой арене зло, ложь и безобразие. С помощью педагога дети проходят школу добра, истины и красоты, но это вовсе не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу. Однако, чтобы выбор состоялся, педагог реализует второй принцип воспитания.

Второй  принцип воспитания,принцип субъектности. Согласно этому принципу, педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия …

   Осуществляется  принцип через апелляцию педагога к сознанию ребенка, по парадигме: "Если ты..., то тебе..." и "Если ты..., то всем..." Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через отражение как анализ собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.

   В диалоге с другим человеком, в  напряженном обращении к другому, во вчувствовании в него раскрывается человек в человеке. Здесь не имеет  значения, кто партнер общения. Ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, себя выявляет прежде всего для самого себя. Он свое "Я" познает в диалоге с другим "Я". В диалоге обретается собственное "Я" через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.

   Что касается элементарных норм поведения и выполнения детьми их неукоснительных обязанностей, то это гарантируется "договором" педагогов и учащихся. "Договор" — условный термин, который организует обоюдное рассмотрение основ школьной жизни педагогами и детьми и совместно принимается общее решение по устройству жизнедеятельности школы. Решающим в профессиональной готовности к развитию у ребенка субъектности окажется умение педагога за материальным телом человека видеть духовный мир человека, за духовным миром личности признавать уникальность ее, и к неповторимости индивидуальности проявлять интерес и уважение.

   Третий  принцип воспитания,  - принцип целостности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"