Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
7. Развивающее обучение.
Развивающее обучение – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребёнка, становления у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики. Усвоение знаний и опыта деятельности не противопоставляется развитию, а является его стороной. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребёнок не получает готовых знаний, а направляет свой ум и волю. Даже в минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимости между данными и искомыми, известными и неизвестными. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действий ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новую ступени интеллектуального и личностного развития. Основная задача учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленная на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использовании в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Основой учения в структуре развивающего обучения является связь «цель - средство - контроль», а центральным технологическим звеном – самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребёнка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступает в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий. Предметом деятельности в структуре развивающего обучения является не усвоение как такового, а собственно учебная деятельность, в процессе конструирования и осуществление которой и происходит усвоение. ЗУНы, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельности, и как условия дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит развитие учащегося. В теории развивающего обучения в деятельности различают рефлексивно-личностное и предметно-операциональное образование. Предметный план деятельности образуют действия и операции с объектом - знаками или вещами, материальными или идеальными. Рефлексивно-личностный план определяется отношение индивида к совершаемой деятельности. Развитие деятельности осуществляется в основном за счёт рефлексивно-личностых образований. Общее в содержании учебной деятельности школьников – умение, которые, с одной стороны, являются исходными в совершенствовании и развитии познавательных и преобразовательных процессов в деятельности школьников, с другой – представляет собой результат, синтез всех тех приобретений, новообразований, которые были накоплены ребёнком на предыдущих стадиях его обучения и развития. В рамках этих 3х групп умений формируется действия, которые должны выполнять учащиеся: планирование способов получения требуемого результата, моделирование предполагаемого результата, контроль соответствия и диагностика причин несоответствия полученного результата требуемому, прогнозированию и выбор рационального варианта действий, корректирование исходного плана с целью совершенствования результата. В ходе выполнения этих действий ученик представляет себе объект деятельности, конечную или промежуточную цель, мысленно конструирует процесс достижения этой цели; сопоставляет компоненты, входящей в цикл деятельности с их полным составов, анализирует отличия и связанные с ними особенностями изучаемого процесса, их влияния на объект деятельности. На основе такого анализа ученик объясняет изучаемое явление и определяет методы работы с ним. Важнейшее условие развивающего обучение- педагогическое предвидение (предвидение учителя) и предвидения ученика. Реализация предвидения ученика связана со знанием им инварианта, который лежит в основе различных видов деятельности и методы деятельности. Применяются различные варианты вовлечения учащегося в конструирование собственной учебной деятельности:
Способы
вовлечения учащихся в активный процесс
учения различаются прежде всего
уровнем самостоятельности школьников
в конструировании собственной деятельности.