Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
39.Воспитательная система образовательного учреждения
Одним из феноменов современной педагогической действительности являются воспитательные системы. Они становятся объектами пристального внимания ученых и практиков. Прежде всего это авторские системы школ педагогов-новаторов.
Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, окружающей его среде.
Рассмотрим само понятие «воспитательная система» как особую пед. категорию, связанную с другими категориями и рассмотрим функции реально существующей восп. системы школы в решении пед. задач, выявим закономерности её становления и развития, пути и условия её совершенствования. Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится к системе педагогической. С одной стороны, она – система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный. Педагогическая система более узкое понятие, чем воспитательная, но она – костяк воспитательной системы. Под воспитательной системой понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Её компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создаётся); деятельность, обеспечивающая её реализацию; субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующий субъект в некую общность; среда система, освоенная субъектом, и управлении, обеспечивающее интеграцию компонентов целостную систему и развитие этой системы. В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач.
Субъект гуманистической воспитательной системы - это не только педагоги, но и сами дети (в этом одно из главных её отличий от авторитарной системы, где ребёнок выступает в качестве объекта воспитания). Важнейшим условием её эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив – ядро гуманистической воспитательной системы школы.
Создание и развитие системы и сплочение коллектива – 2 взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых. Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы. Не всякая совместная деятельность является системообразующей, она должна быть творческой и лично-значимой. Любая гуманистическая воспитательная система – система открытая: в её становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы.
Таково
наше видение понятия «
Важнейшим аспектом управления развивающейся системой являются укрепление её системности на каждом новом витке развития. Создание действенных связей между её компонентами. Нельзя независимо друг от друга разрабатывать цели, намечать системообразующие виды деятельности, ключевые дела, проектировать и развивать гуманистические отношения. Цели должны воплощаться в деятельности, деятельность – вести к определённому типу отношений. Создание, укрепление и корректировка связей между компонентами системы должны обеспечивать целостность системы.
Главный критерий эффективности развития гуманистической воспитательной системы – развитие личности ребёнка. Управление воспитательной системой не сводится к регулировке процесса её становления и развития, т.к. воспитательная система любого уровня – не самоцель. Самоцель – личность развивающего человека, включённого в эту систему, а значит надо управлять процессом взаимодействия системы и личности, процессом их взаимного влияния.