45.
Параметры и показатели
качества образования
(обучения)
Данный стандарт
будет способствовать постепенному
переходу от неопределенности целей
образования к диагностичному (однозначно
проверяемому) целеобразованию и
от субъективного контроля успеваемости
к объективному (воспроизводимому).
1. Постановка целей и заключение о качестве
усвоения учащимися учебного материала
осуществляются с использованием системы
разделенных параметров и показателей,
характеризующих качество обучения.
2. К числу параметров качества обучения
предмету относятся следующие:
N — число учебных элементов в учебном
предмете (полнота предмета: см. стандарт
З)
а — уровень усвоения содержания предмета
(уровень усвоения деятельности на основе
изучения данного предмета) р —
ступень (степень) абстракции изложения
содержания предмета (научность обучения)
т — автоматизация усвоенной деятельности
(освоение деятельности, навык)
у — осознанность усвоения предмета
(способность к аргументации выбора решений
и действий)
На первых этапах разработки и внедрения
образовательных стандартов можно ограничиться
параметрами N, р, а
3. Параметр «полнота учебного предмета»
ориентирует на необходимость формирования
у каждого выпускника школы целостного
представления об учебной дисциплине.
Для осуществления контроля за полнотой
усвоения учебного предмета надо располагать
конкретным и точным указанием числа
объектов усвоения, которые называются
учебными элементами (УЭ). К их числу относятся
объекты, явления (процессы) или методы
конкретной деятельности, взятые из общечеловеческого
опыта (науки) и внесенные в программу
учебного предмета для усвоения их учащимся.
Указанные числа учебных элементов (N)
в каждой теме учебной программы — обязательное
требование стандарта к учебникам и учебным
программам. Параметр N дает первое представление
об объеме материала и ориентирует как
преподавателей, так и учащихся на достижение
четко сформулированных конкретных целей.
4. К числу показателей качества профессиональной
подготовки (обучения и образования) относятся
следующие коэффициенты:
Кп—полноты
учебного предмета;
Ku—качества
усвоения;
Kb—степени
Кг —
степени освоения (автоматизации);
Ку — степени
осознанности.
5.
Для оценки полноты учебного предмета
можно использовать следующее соотношение:
Nn
Кп
= ——— где
N
Кп
— коэффициент полноты учебного предмета;
Nn — количество учебных элементов в изучаемом
предмете;
N — количество объектов в соответствующей
учебному предмету отрасли науки.
Для профессиональной
школы Кп можно оценивать по отношению
к объему соответствующего учебного
предмета в высшем образовании. Тогда
в приведенном соотношении N равно
количеству учебных элементов в
соответствующем учебном предмете
вуза. Необходимо стремиться к минимизации
Кп. Кп определяется в случае, когда необходимо
провести сравнительный анализ учебных
предметов, определить сбалансированность
учебных курсов и качество применяемой
технологии обучения.
6. Показатель
качества усвоения определяется с опорой
на параметр «уровень усвоения учебного
предмета», который показывает степень
достигнутого в обучении мастерства владения
деятельностью. Различают четыре уровня
усвоения, отличающиеся способом использования
исходной информации в деятельности:
I
уровень (uI) — ученический — узнавание,
т. е. репродуктивное действие с подсказкой
II уровень (uII) — алгоритмический, репродуктивное
действие по памяти
III уровень (uIII) — эвристический — продуктивная
деятельность, создание субъективно новой
(новой для себя) информации
IV уровень (uIV) — творческий — продуктивная
деятельность, результатом которой является
создание объективно новой информации
Уровень усвоения — один из важнейших
параметров при диагностичной постановке
цели обучения. Указание уровня усвоения,
который должен быть достигнут в процессе
обучения, обязательно для каждого учебного
элемента программы. Показателем качества
на данном уровне является коэффициент
усвоения, формула которого универсальна
для любого из четырех уровней:
a
Кu
= — где
Кu — коэффициент
качества усвоения;
а — количество правильно выполненных
существенных операций в тестовом задании
(действий в оцениваемой деятельности)
на данном уровне усвоения;
р — общее количество существенных операций
в тестовом задании (действий в оцениваемой
деятельности);
α — условное обозначение уровня усвоения.
Определение
численного значения коэффициента качества
усвоения Кu производится на протяжении
всего учебного процесса для каждого
учащегося по тестам, соответствующим
заданному уровню усвоения (см. стандарт
2).
7. Выбор α определяется требованиями
будущей деятельности выпускника учебного
заведения, а коэффициент усвоения для
выбранного уровня выявляет оценку знаний
учащегося. Рекомендуется оценивать качество
усвоения содержания учебного материала
по следующей 12-балльной шкале.
Таблица II
Уровень
усвоения |
Коэффициент усвоения
Кu |
Количественная
оценка по 12 бальной шкале |
a
1
|
До 0,7
|
0
|
первый
|
0,7-0,8
|
1
|
|
0,8-0,9
|
2
|
|
0,9-1,0
|
3
|
a
2
|
До 0,7
|
0
|
второй
|
0,7-0,8
|
4
|
|
0,8-0,9
|
5
|
|
0,9-1,0
|
6
|
a
З
|
До 0,7
|
0
|
третий
|
0,7-0,8
|
7
|
|
0,8-0,9
|
8
8
|
|
0,9-1,0
|
9
|
a
4
|
До 0,7
|
0
|
четвертый
|
0,7-0,8
|
10
|
|
0,8-0,9
|
11
|
|
0,9-1,0
|
12
|
0 — обозначает,
что данный уровень усвоения не достигнут.
В этом случае качество усвоения определяется
по предыдущему уровню. На 1 уровне усвоения
при значении Ki ниже минимального (0,7) деятельность
теряет свою устойчивость, усвоение демонстрируется
только на уровне оперативной памяти,
процесс обучения еще не завершен, знания
учащегося не оцениваются. Очевидно, что
на различных стадиях процесса непрерывного
образования будут задействованы различные
участки 12-балльной оценочной шкалы: в
начальном - до б баллов, в среднем — до
9 баллов, в высшем — до 12 баллов.
8. Показателем степени научности изложения
и усвоения учебного материала является
определяемый на основе так называемой
ступени абстракции в описании явлений
β коэффициент научности. Различают четыре
ступени абстракции.
Ступень А (феноменологическая:
β = 1) — внешнее, описательное изложение
фактов и явлений с использованием
преимущественно естественного языка
и житейских понятий.
Ступень Б (аналитико-синтетическая, предсказательная:
β == 2) — элементарное объяснение природы
и свойств объектов и закономерностей
явлений, часто качественное или полуколичественное.
Используется язык науки. Ступень В (прогностическая:
β == 3) — объяснение явлений данной области
с созданием их
Количественной
теории.
Ступень
Г (аксиоматическая: β = 4) — объяснение
явлений с использованием высокой степени
общности и использованием междисциплинарного
языка науки.
Указание
ступени абстракции, на которой излагается
материал темы,— обязательное требование
стандарта к учебным программам
и пособиям.
Коэффициент
научности К β служит для суждения о научном
уровне предмета. Если принять, что шкала
ступеней абстракции (β) является интервальной,
то для его определения можно воспользоваться
соотношением:
Bφ
Kβ = ————
где
βн
Kβ — коэффициент
научного уровня предмета:
Bφ — фактическая
ступень абстракции, на которой ведется
преподавание;
Вн —
ступень абстракции, на которой находится
соответствующая учебному предмету
отрасль науки
Kβ определяется
для сравнительного анализа учебных предметов,
стилей преподавания, сбалансированности
учебных курсов.
9. Показателем степени автоматизации
усвоенной деятельности является определяемый
на основе параметра «автоматизация»
(τ) коэффициент степени автоматизации
основных операций и приемов деятельности
К τ:
τ спец.
К τ = ---------
где К τ — коэффициент автоматизации;
τ уч.
τ спец. — средняя
затрата времени на выполнение предлагаемой
тестовой пробы квалифицированным специалистом;
τ уч. — фактическая затрата времени учащимся
на выполнение той же тестовой пробы.
Степень автоматизации в освоении изучаемой
деятельности задается в зависимости
от социальной значимости деятельности
в пределах 0,5 < К τ < 1. Для опасных
видов производственной деятельности,
связанных с риском для жизни и здоровья,
требуется более высокая степень автоматизации,
близкая к 1. Указание К τ — обязательное
требование стандарта к учебным программам
и учебникам.
10. Показателем степени осознанности
является коэффициент осознанности, определяемый
на основе параметра «осознанность действия»
(γ). По параметру у различают три степени
осознанности.
Первая степень (γ =l) — когда выбор способа
действия аргументируется в рамках того
же предмета, что и поставленная задача.
Вторая степень (γ =2) — когда для аргументации
используется материал нескольких дисциплин,
близких к изучаемому предмету.
Третья степень (γ ==3) — когда для аргументации
выбора метода деятельности учащийся
использует системные межпредметные связи.