Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
49.
Модели личностно-
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники ее развития.
Личностно-ориентрованная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий, а не саморазвития отдельной личности.
В настоящее время разработан иной подход к пониманию и организации личностно-ориентрованного обучения. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом.
Рассмотрим существующие модели личностно-ориентрованной педагогики:
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ модель реализовывала требование общества воспитать личность с заранее заданными свойствами. Этим занимались образовательные институты. Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).
ПРЕДМЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ модель личностно-ориентрованной педагогики традиционно связана с организацией научных знаний в системы в процессе обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности и т.п.
В основе дидактики всегда лежала предметная дифференциация. Оно строилась с учетом сложности и объема учебного мате6риала. Для предметной дифференциации разрабатывались факультативные курсы, программы спецшкол, открывались классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
Следует особо подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не затрагивает духовной дифференциации, т.е. национальных, этнических, религиозных, мировоззренических различий, что в значительной мере определяет содержание субъектного опыта ученика.
В субъектном опыте представлены и «предметные», и «духовные» смыслы, имеющие значение для развития личности. Но в рамках предметно-дидактической модели процесса обучения задача сочетания этих смыслов практически не решается.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ модель личностно-ориентрованной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях личности, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии. Признавая тесную взаимосвязь познания и личностного развития, дидактика и психология развивалась как бы параллельно. Дидактика выстраивала программный материал в соответствии с логикой научного познания, разрабатывала методы его усвоения. Психология использовала этот материал для развития познавательных способностей, не ставя перед собой задачу прочного усвоения знаний.