44.
Принципы и закономерности
обучения.
Обучение-
процесс активного целенаправленного
взаимодействия между обучающим
и обучаемым, в результате которого
у обучающего формируется определённые
ЗУН, опыт деят-ти и поведения, а также
личностные качества.
Многие
закономерности обучения обнаруживается
опытным, эмпирическим путём. Выделяют
внутренние и внешние зак-ти. Характеризуют
зависимость обучения от общественных
процессов и условий: социо- экономических,
политических, уровня культуры, уровня
образования. К внутренним зак-тям относятся
связь между его компонентами : между целями,
содержанием, методами, средствами, формами(т.е.
зав-ть между преподавателем, учением
и изучаемым материалом).
Существует
закономерная связь между обучением
и воспитанием: обучающая
деят-ть преподавания
преимущественно носит
воспитывающий характер.
Другая зак-ть говорит о том, что есть
зависимость между взаимоотношения
учителя и ученика и
результатами обучения. Более
конкретным проявлением этой зак-ти является
связь между активностью ученика и результатами
учения: чем интенсивнее, сознательнее
учебно- познавательная деят-ть школьника,
тем выше качество обучения.
Прочность
усвоения учебного материала
зависит от систематического
прямого и отсроченного
повторения изученного,
от включения его
в раннее пройденный
и в новый материал.
Указанные
зак-ти подчеркивают одну важную пед. истину,
суть которой заключается- результаты
обучения и воспитания личности зависят
от характера деят-ти, в которую
включается учащихся.
Принципы
обучения- руководящие идеи нормативные
требования к организации и проявлению
дидактического процесса. Выделяют следующую
систему принципов:
- принцип
развивающего и воспитывающего
характера обучения направлен на
всестороннего развития личности.
- принцип
научности содержания
и методов учебного
процесса отражает взаимосвязь с
научным знанием и практикой демократического
устройства общества. Требует, чтобы сод.
обучения знакомило учащихся с объективными
научными фактами, теориями.
- принцип
систематичности и последовательности
в овладении достижениями науки, культуры,
опыта деят-ти прид. системный характер
учебной деят-ти. Требует логического
построения, как содержания, так и процесса
обучения, усвоения знаний в определенном
порядке.
- принцип
сознательности, творческой
активности и самостоятельности
учащихся при роли учителя. Обучение
эффективно тогда, когда ученики проявляют
активность, являться субъектом.
- принцип
наглядности, единство конкретного
и абстрактного. Сформировал Я.Коменский:
эффективность обучения зависит от целесообразного
привлечения органов чувств к восприятию
и переработки(прак. работы , изобразительное)
- принцип
доступности обучения. Требует учета
особенностей развития учащихся, анализа
материала с точки зрения их реальных
возможностей. Переходить от изучения
того, что близко к далекому, от легкого
к трудному, от изученного к неизученному.
- принцип
прочности результатов
обучения и развития
познавательных сил
учащихся. Требует, чтобы знания закреплялись
в памяти учеников, стали бы частью сознания.
Для прочного усвоения требуется сформировать
позитивное отношение, интерес к изучаемому
материалу.
- принцип
связи обучения с жизнью.
- принцип
рационального сочетания
коллективных и индивидуальных
форм функции обучения: урок, эксперимент
и др. Обучение может осуществляться в
разнообразных видах деят-ти детей: поезди
, походы.