Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
19. Основные принципы и методы воспитания.
Метод воспитания – совокупность способов для формирования, которое влечет за собой развитие; это двуединый процесс достижения цели (процесс и результат).
Метод воспитательного воздействия – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника для решения пед. задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем (Пидкасистый). Методы воспитания влияют на сознание (система ценностей), эмоциональную сферу (качества), поведение (деятельность). Так как методы воспитания имеют двойственную структуру (процесс и результат), то эти подструктуры должны осуществлять взаимодействие между собой, не конфликтуя. Основные принципы воспитания: уважение детской личности; воздействие на мировоззрение, которое в свою очередь влияет на сознание через обучение, на эмоции через развитие, на поведение через воспитание - это взаимовлияние – единство закономерностей в теории обучения (дидактика) и воспитания; должны передаваться общественные (социальные) нормы и ребёнок должен убеждаться в их полезности, приобрести личные мотивы; общественная направленность (воспитание гражданина, оптимальное соответствие государственным, общественным и личностным поребностям в воспитательном процессе); связь воспитания с жизнью (понимание роли труда, уважения к людям, развитие способности трудиться, понимание основ современного производства, состояние личностных и общественных интересов); опора на “+” в воспитании (выявлять положительные качества в воспитаннике, опираясь на которые можно искоренить отрицательные); гуманизация воспитания (уважение прав и свобод личности, уважение позиции воспитанника); личностный подход (строить воспитательный процесс на основе главных личностных качеств); единство воспитательных воздествий (организация воспитательных воздействий, исходящих из единых требований, согласованных действий всех участников вопитательного процесса). Метод должен быть психологически проникающим, опирающимся одновременно на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферы личности; должна быть обеспечена организация всех видов деятельности детей, стимулирование самодеятельности и самовоспитания. Методы воспитания выбираются из системы способов организации общественных отношений.
1. Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности, педагогического воздействия. Функция – развитие и воспитание детского коллектива как пед. целостности. Коллективная перспектива: отдалённая во времени цель, порождающая стремление и увлекательную добровольную деятельность коллектива (близкая, средняя и дальняя). Перспектива реализуется в форме коллективного подхода, праздника, торжества, представления, торжественного отчёта. Её осуществление организационно укрепляет коллективные связи и зависимости, порождает психологическую атмосферу оптимизма, стремление к завтрашней радости, уверенности детей в будущем. Коллективная игра: этот метод способствует организации жизни и деятельности детей путём вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В игре обнаруживается активности, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм одних ребят и пассивность, индивидуализм, конфортмость – других. Коллективные единые требования: метод организации и самоорганизации жизни, - это форма педагогического выражения общественных норм поведения. Они способствуют вовлечению школьников в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. Коллективное самоуправление школьников: метод доступной детям самоорганизации ,включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива. Участие детей в самоуправлении укрепляет их веру в свои силы, создает условия для разрешения любого конфликта. Коллективное соревнование: активизирует и стимулирует общественно полезную деятельность школьников путем сравнения и оценки ее результатов. Коллективное самообслуживание: метод развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию нужд. Они охватывают школьный и домашний быт, организацию учебных занятий на уроке, в лаборатории, кружках, секциях, во время походов и экскурсий.
2. Методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия (каждый из методов постепенно превращается в способ повседневного общения и взаимодействия). Метод уважения детской личности постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей. Проявляется в доброжелательности, сдержанности, заботливости, требовательности, искренней заинтересованности жизнью ребёнка. Педагогическое требование постепенно перерастает во взаимную требовательность детей и педагогов, в сознательную саморегуляцию. Требовательное взаимодействие побуждает ребёнка к исполнению общественно необходимых норм, правил, обязанностей, деятельности, укрепляет в его сознании общественно ценные установки. Отношение детей к требованиям ярко проявляет степень воспитанности у них ответственности, навыков сознательной общественной дисциплины. Убеждение: обеспечивает духовное движение ребёнка от сознания истинности тех идей или иных идей к развитию собственной сознательности. Оно широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Убеждение формирует у детей уверенность в правоте и истинности принятых взглядов, готовность к их защите, активность в их пропаганде. А это развивает у них сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. Диагностическое значение методов в том, что его использование обнаруживает состояние способности детей самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды и т. д. Обсуждение: один из приемов убеждения, способ вовлечения школьников в процесс выявления истины. Даёт возможность выработать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям и т. д. Учащиеся учатся культуре дискуссии, диалога, спора, умению принимать и осуществлять согласованные решения. Понимание: прием убеждения, суть – создать атмосферу доброжелательства, побудить ребёнка к откровенности и открытости выражением ему сочувствия, желанием выслушать и откликнуться на его переживания, стремлением оказать содействие в разрешении его проблем, в выходе из трудных ситуаций. Доверие: способ вовлечения детей в такую жизненную ситуацию, которая ставит их перед необходимостью самостоятельного, ответственного поступка, поведения при полном отсутствии контроля со стороны взрослых. Укрепляет взаимоотношения педагогов и учеников, доверчивость детей к педагогам; духовную независимость, внутреннюю самостоятельность и ответственность, психологическую устойчивость к жизненным ситуациям, укрепляет ориентацию на высокие нравственные ценности. Побуждение: прием убеждения, стимулирование детей к активной деятельности в учёбе, труде, общественной работе, творчестве путём опоры на интересы, потребности, склонности. Сочувствие: способ тактичного выражения педагогом своих чувств по поводу переживания ребёнком успехов и радостей, постигших его неудач, неприятностей. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, снимает напряжённость в психических состояниях, придаёт гуманистический характер их эмоциональной сфере. Предостережение: прием убеждения, способ тактичного предупреждения, профилактики и торможения безнравственных поступков. Развивает у детей осмотрительность, сдержанность, привычку обдумывать поступки, внутренне контролировать своё поведение. Критика: часть метода убеждения, способ нелицеприятного вскрытия, выявления и анализа недостатков, ошибок и т. д. Конфликтные ситуации: использование стихийно возникающих в деловых и нравственных отношениях детей разрешающихся в форме противоречий в педагогических целях. Педагогу важно включить самих детей в разрешение конфликта.
3. Методы детской самодеятельности. Способы самоорганизации духа, чувства и разума, воли и поведения (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение). Они обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования. Самоанализ: по мере взросления у ребёнка усиливается интерес к себе, он все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру, собственным поступкам, даёт нравственную оценку желаниям и потребностям. Самокритика: ребенок на основе самоанализа обретает способность не только размышлять, но и критически оценивать себя, свои отношения в обществе, природе, коллективе и т. д. Самопознание: превращает ребёнка в субъект воспитания. В результате самоанализа и самокритики у ребёнка появляется стремление к созданию цельного образа собственного “я”, “я-концепции”. Самоочищение: в душе ребёнка, как следствие самоанализа и самокритики, понимая несоответствие между желаемым и действительным накапливаются неприятные мысли, чувства, переживания, угрызения совести, тревожность, обеспокоенность. Чтобы избавиться от чувства неприязни к самому себе, ребёнок честно и мужественно признается самому себе, что и у него есть негативные стороны. Он хочет начать новую жизнь, быть верным себе и своему идеалу. В его душе совершается самоочищение как важный и верный признак нарождающейся духовности. Духовно-нравственное самосовершенствование: состоит из самоанализа, самопознания, самоочищения. Формирует внутреннего человека. Самовоспитание: обоснованно возможностью ребёнка, способностью переводить временные воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план, осуществлять переход внешнего восприятия в осознанное внутреннее самовосприятие. Самообучение: пед. приемы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, внедрения в нервную и двигательную систему совокупности умений и навыков, превращения их в надёжные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни. Формы: д/з, консультанты из наиболее успевающих ,выполнение с/р и т. д. Самообразование: опирается на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребёнке жажду знаний, научиться получать духовное наслаждение и удовлетворение от процесса познания. Самообладание: - это способность самонаблюдения и контроля за внутренними эмоционально-интеллектуальными и психофизиологическими процессами (в любой ситуации недопустимо верховенство страстей над рассудком). Самоограниечение: умение отказаться от личного удовольствия, удобства, эгоистического желания и т. д. в пользу интересов других людей. Самоконтроль: напоминание самому себе о данных обещаниях, без непримиримой борьбы с самоуговариванием, самооправданием, самообманом. Самостимулирование: за счет собственных усилий должное и необходимое превратить в желаемое. Самоторможение, самонаказание: сущность самоторможения – в ситуации соблазна найти в себе силы и волю противостоять ему.
4. Методы,
являющиеся педагогическими
способами активного
воздействия на индивида
или коллектив как субъектов
жизнедеятельности. Первая
подгруппа – обращение и самообращение
к сознанию. Пример как метод
представляет собой способ воздействия,
перестраивающийся в самовоздействие
в результате усвоения ребёнком нравственно
этически привлекательного образца. Детям
свойственно отождествлять себя с примером.
Разъяснение: приём прямого вербального
воздействия на детское сознание, формирования
сознательности путём обращения к разуму,
оказания помощи в осмыслении ребёнком
жизненной ситуации. Обеспечивает возможность
отработки у ребёнка нравственно-этических
понятий, оказания прямого влияния на
их поступки и нравственный поведенческий
выбор. Виды: наставление, поучение, назидание,
увещевание, объяснение. Ожидание
радости: ограниченная часть метода
перспективы. Естественное стремление
детей к радости используется педагогом
для организации целесообразных воспитательно-ценных
полезных практических дел. Актуализация
мечты: прием постановки дальней перспективы
личности. Детская мечта активизирует
духовные силы личности в процессе постепенного
приближения к заветной цели. Снятие
напряжённости в отношениях: поддержание
нормального морального состояния детей,
оно направлено на предотвращение взрывных
ситуаций в коллективе, регулирование
отношений ребёнка с педагогами, родителями,
сверстниками. Вторая
подгруппа методов педагогического
воздействия - обращение к чувству.
Обращение к совести: воздействие на
чувство человеческого достоинства человека,
его личной ответственности перед самим
собой и людьми (возбуждение чувства моральной
неудовлетворённости самим собой). Обращение
к совести даёт эффективный воспитательный
отклик, когда удается привести в действие
внутренние духовные силы школьников.
Обращение к чувству
справедливости: опирается на присущее
детям естественное стремление к свободе,
честности, равенству, товариществу. Чувство
справедливости позволяет им самим
регулировать отношения в коллективе
и с окружающим миром. Обращение к чувству
справедливости способствуют формированию
гражданина, личности. Обращение
к самолюбию: опирается на высокую эмоциональную
оценку самого себя, своих сил, способностей,
личной честности и достоинства. Самолюбие
как стимул деятельности приводится в
движение поощрением в детях инициативы,
желания выделиться и т. д. Педагог сравнением,
сопоставлением, оценкой результатов
деятельности детей поощряет прилежных,
упрекает нерадивых. Обращение
к чувству любви: способ влияния на мотивы
поведения и деятельности детей. Педагог
воздействует на психически устойчивые,
сильные, эмоционально окрашенные привязанности
ребёнка к близким людям, друзьям и т. д.
Апеллирование к любви вызывает в детях
активное стремление оказать помощь, желание
совершить самоотверженный поступок ради
интересов любимых людей. Обращение
к эстетическому чувству: даёт возможность,
опираясь на врождённую тягу человека
к красоте, воздействовать на мотивы, стимулы
поведения детей. В качестве средств воздействия
используются художественные и эстетические
явления, образы прекрасного, возвышенного.
Они рождают в душе ребёнка глубокие нравственно-этические
переживания, формирует нравственное
отношение к миру. Обращение
к состраданию и милосердию: направлено
на пробуждение в ребёнке жалости, нравственного
сострадания при виде болт, горя, мучения
человека, живого существа. Обращение
к стыду: направлено на возбуждение
к ребёнку острых отрицательных эмоций,
переживания чувств униженности, заслуженной
оскорблённости из-за своего безнравственного
поступка. Острое ощущение стыда, которое
ребёнок испытывает, способствует прекращению,
предотвращению, предупреждению безнравственного
поступка. Обращение
к страху и бесстрашию,
отвращению и брезгливости: педагог
стремится помочь детям воспитать в себе
смелость, преодолеть трусость как одно
из самых унизительных и постыдных чувств.
Вместе с тем, опираясь на инстинкт самосохранения,
возбуждает у школьника чувство страха
за свою жизнь перед такими явлениями
как наркомания и токсикомания, алкоголизм
и курение и т. д. Третья
подгруппа методов - обращение
к воле и поступку. Требование: способ
прямого воздействия на сознание и волю
ребёнка с целью организации или координации
поведения и деятельности. Оно понуждает
к обязательному исполнению разумной,
жизненно оправданной, пед. целесообразной
воли воспитателя, коллектива, его доверенного
лица, воспитывает способность предъявления
требований к себе. Внушение: способ
манипулирования детским сознание. Оно
достигается с помощью психологических
средств возбуждения страстей, навязывания
мыслей и образов, введение в заблуждение,
подавления чувств, запугивания, духовного
возвышения или унижения личности. Упражнение:
обеспечивает вовлечение детей в систематическую,
специально организованную общественно
полезную деятельность, способствующую
выработке навыков, привычек, умений культурного
поведения, разнообразной деятельности,
общения в коллективе, качеств прилежания,
усидчивости. Поощрение: метод внешнего
активного стимулирования, побуждения
ребёнка к положительной, инициативной,
творческой деятельности. Оно осуществляется
с помощью общественного признания успехов
ребят. Наказание: способ конфликтного
торможения, приостановления сознательно
совершаемой детьми вредной, безнравственной
и т. д. Наказание используется в форме
осуждения нарушителя общественным мнением.