Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
9. Проблемное обучение.
Познавая
окружающий мир, дети задают взрослым
множество вопросов. Вопрос, обращённый
к другому человеку, часто служит
для ребёнка средством
Пока дети не поступят в школу, их познавательная способность, побуждаемая каждый раз новыми вопросами и решениями, достигает кульминационного пункта. В школе этот процесс нарастания собственных проблем испытывает бурное торможение; дети начинают жить делами, которые являются продуктами более или менее искусственных внешних условий. Вместо собственных проблем у ребёнка проявляются образцы и схемы, навязанные школьным порядком. Получение «5» и «4» становится более притягательной целью усилий детей, чем поиск интересующих проблем и решение их при помощи взрослых. В связи с этим возникает проблема активизации учащихся при помощи соответствующих методов учебно-воспитательной работы, а особенно т.н. проблемное обучение. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-е г.г. в советской и зарубежной школе. В нашей стране разработкой основ проблемного обучения занимались А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в кот. Учебный план был заменён игровой и трудовой деят-тью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял 4 инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку представлялись в качестве источников познания слово, произведения искусства, технич. устройства, дети вовлекались в игру и практическую деят-ть – труд.
В чём же сущность проблемного обучения? Оно основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Они могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по др. методическим особенностям.
Особенности методики. Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос, чем является проблема в обучении? Учебная проблема составляет практическую или теоретическую трудность, решение кот. является результатом собственной исследовательской активности ученика. Фоном этой трудности обычно бывает целесообразно организованная ситуация, в которой ученик, руководствуясь определёнными потребностями, стремится к преодолению трудности и добывает т.о. новые знания и новый опыт.
В каждой настоящей учебной проблеме должно быть что-то неизвестно. Если бы всё было известно, то нечего было бы искать. Напр.: «опиши треугольник, если даны 3 стороны» - неизвестен сам треугольник (25%). Одновременно в проблеме должно быть что-то известно (дано). Если бы не было ничего дано, то мы не могли бы опознать требуемой вещи, даже если где-нибудь её увидели. В данной проблеме даны 3 отрезка. Наконец, в каждой проблеме должно быть условие, кот. определяет связь между данными и неизвестными элементами. В данном случае таким условием оказывается положение, что 3 данных отрезка – это 3 стороны искомого треугольника (75%).
Итак, проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности. Различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую.
Психологическая проблемная ситуация касается деятельности учеников, а педагогическая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и др. отличительные качества объекта познания. Создание педагогической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемную ситуацию. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Технологическая цепочка:
Учитель
Новые ЗУН, СУД(способы
Информация à решение проблемы
Помощь проблема (осознание неизвестного) новые ЗУН,СУД
ППС
психологическая проблемная
Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Т.о. ребёнок ставится в позицию объекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемного обучения в том, что возникновение проблемной ситуации акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Она создаётся с использованием методических приёмов:
1). Учитель
подводит школьников к
2). Сталкивает
противоречия практической
3). Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4). Предлагает классу рассматривать явление с различных позиций (юриста, педагога);
5). Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
6). Ставит
конкретные вопросы (на
7). Определяет
проблемные теоретические и
8). Ставит
проблемные задачи с
Условия для создания педагогич. проблемной ситуации:
Вариантами проблемного обучения явл. Поисковые и исследовательские методы.
Т.о. учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.