Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
17. Методы обучения и их основные классификации.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач). Методы реализуются в различных формах: в конкретных действиях, приёмах, организационных формах.
Приём – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы обучения осуществляются различными средствами обучения. Этими средствами явл. различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т.д.
Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть только при использовании многих методов.
Метод обучения, как многомерное образование, имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. => появляются классификации.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определённому признаку их система.
Классификация:
В качестве общего признака берётся источник знаний(практика, наглядность, слово, книга, видео). Отсюда 5 методов: практический (опыт, упражнение, учебно-производительный труд), наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся), словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут), работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование), видео метод (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль).
Словесные.
Рассказ. Предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения, и прежде всего в младших классах. Рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания; содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное кол-во ярких и убедительных примеров, фактов; иметь чёткую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком; отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Беседа. Это диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Выделяют различные виды бесед:
Вводные или вступительные, организующие; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (катехизические, сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие; контрольно-коррекционные.
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы с целью актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся.
Беседа-сообщение предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулировании собственных ответов на поставленные учителем вопросы.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная). Разновидностью беседы является собеседование.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Они должны быть краткими, содержательными, чёткими. Беседы активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. Но: требует много времени; ученик может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти; необходим запас знаний.
Дискуссия. Стимулирует познавательный интерес, вовлекает учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения. Но для этого необходима предварительная подготовка; учащихся должны уметь ясно и точно формулировать свои мысли. Дискуссия учит их спорить, мыслить, доказывать свою правоту.
Лекция. Монологический способ изложения материала, используется, как правило, в старших классах и занимает почти весь урок.
Работа с книгой. Необходимо не только свободно читать, но и понимать прочитанное; уметь выделить главное; вести записи, составлять структурные и логические схемы. Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля.
Наглядные.
Усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
Иллюстрация. Предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и т.д.
Демонстрация. Этот метод связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, внедрение компьютеров в процесс обучения и т.д.
При использовании наглядных методов необходимо соблюдение след. условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учеников;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать её необходимо постепенно в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии.
Практические методы.
Упражнения. Повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Применяются на всех этапах учебного процесса.
Упражнения подразделяются на устные (способствуют развитию памяти, речи, внимания), письменные (используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении), графические (составление схем, чертежей, зарисовок, плакатов) и учебно-трудовые (практические работы учащихся).
По степени самостоятельности учащихся выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие;
б) по применению знаний в новых условиях – тренировочные.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проигрывает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными.
Лабораторные работы – проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, изучение каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практические работы. Носят обобщающий характер. В деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний при решении практических задач.
В 60-е г.г. нашего века всё большей популярностью стали пользоваться методы дидактических игр. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.
Основные структурные элементы учебной игры:
В последнее время всё большую популярность получают симуляционные игры (воспроизвести заседание парламента), инсценизация (театрализованное представление, заранее подготовленный диалог, дискуссия) и генерация идей (коллективное разрешение проблемы), метод программированного обучения.
2. По назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).
В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяют методы:
3. По типу познавательной деятельности - ТПД (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
ТПД – это уровень самостоятельности познават. деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме. Методы:
Суть объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Это один из наиболее экономных методов передачи информации. Но не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.
Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию учителя, деятельность которого состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика – в выполнении действий по образцу.
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь её решения. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый метод. Учитель расчленяет проблемную ситуацию на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска решения, но целостное решение пока ещё отсутствует.
Этой цели служит исследовательский метод. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы.
4. Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов:
1). Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные, наглядные и практические (передача и восприятие информации);
б) индуктивные и дедуктивные (логический аспект);
в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
г) самостоятельной работы и работы под руководством препода (управление учением).
2). Методы стимулирования и мотивации:
а) интереса к учению;
б) долга и ответственности в учении.
3). Методы контроля и самоконтроля в обучении:
а) устный, письменный и лабораторно-практический.
5. По дидактическим целям и задачам (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников).
1). Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала:
а) информационно развивающие (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой);
б) эвристические (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы);
в) исследовательский.
2). Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний: упражнения, практические работы.
Условия, определяющие выбор метода обучения: