Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
38. Авторская пед. технология образовательного учреждения (сущность, формы, методы)
(Школа самоопределения Тубельского)
Школа самоопределения – комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3-х до 17 лет сочетается с научно-исследовательской работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования, подготовкой и переподготовкой учителей российских школ к работе в инновационных учреждениях.
Эта школа была создана в 1992 г. на базе авторской школы №734 г. Москвы для решения задач реформирования российского образования.
Концепция (осн. мысль) этой школы основывается на антропологическом предположении о том, что, появившись на свет индивид начинает осуществлять свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, производстве и т.д.). В таком случае процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса.
Каждому
ребенку предоставляется
Основной организационной формой погружения учебно-воспитательного процесса является так называемое «погружение», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки, продвижения и форма зачета выбираются детьми вместе с учителем.
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке – учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды). Через 2 месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Каждый учитель раскрывает для себя собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая новым материалом, каждый школьник учится находить в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление. Учителя целенаправленно формируют у ребят универсальные средства мышления.
Бальной системы оценивания в школе не существует. В конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и «выращивании» способов работы, даются рекомендации, как повысить ее эффективность.
Творческие экзамены в этой школе – это интересная и важная форма подведения индивидуальных и общих итогов работы за год. Сами по себе они уже являются той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, писателей, поэтов.
В школе самими ребятами создана система отчетности старшеклассников, порядок сдачи экзаменов и зачетов.
Школа мыслится как совокупность различных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, опыт общения с другими. Планы этой школы в будущем разрушить классно-урочную систему, создав в замен определенным образом насыщенную среду – пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.