35.
Классификация педагогических
технологий.
В теории
и практике работы школы существует
множество вариантов учебно-воспитательного
процесса. Многие технологии по своим
целям, содержанию, применяемым методам
и средствам имеют много общего
по этим признакам и могут быть классифицированы
в несколько обобщенных групп. По сущностным
и инструментально значимым свойствам
выделяют следующие классы пед. технологий.
- По
уровню применения: общепедагогические,
частнометодические (предметные), локальные
(модульные).
- По
философской основе: материалистические
и идеалистические, диалектические и метафизические,
научные и религиозные, гуманистические
и антигуманистические, антропософские
и теософские, прагматические и экзистенциалические,
свободного воспитания и принуждения.
- По
ведущему фактору психического
развития: биогенные, социогенные, психогенные,
идеалистические.
- По
научной концепции усвоения
опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические,
гештальттехнологии, интериоризаторские,
развивающие.
- По
ориентации на личностные
структуры: инвормационные (формирование
школьных ЗУНов), операционные (формирование
способов умственных действий), эмоционально-художественные
и эмоционально-нравственные (формирование
сферы эстетических и нравственных отношений),
саморазвития (формирование самоуправляющих
механизмов личности), эвристические (развитие
творческих способностей), прикладные
(формирование действенно-практической
сферы).
- По
характеру содержание
и структуры: обучающие и воспитывающие,
светские и религиозные, общеобразовтельные
и профессионально-ориентированные, гуманитарные
и технократические, различные отраслевые,
частнопредметные, монотехнологии, комплексные
и проникающие.
- По
типу организации и
управления познавательной
деятельностью: взаимодействие учителя
с учеником может быть разомкнутым (неконтролируемая
и некорректируемая деятельность учащихся),
цикличным (с контролем, с самоконтролем
и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным),
направленным (индивидуальным), ручным
(вербальным), автоматизированным (с помощью
учебных средств). Сочетание этих признаков
определяет следующие виды технологий.
Классическое лекционное обучение (управление
– разомкнутое, рассеянное, ручное), обучение
с помощью аудиовизуальных технических
средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное),
системе «консультант» (разомкнутое, направленное,
ручное), обучение с помощью учебной книги
(разомкнутое, направленное, автоматизированное),
система «малых групп» (цикличное, рассеянное,
ручное), компьютерное обучение (цикличное,
рассеянное, автоматизированное), система
«репетитор» (цикличное, направленное,
ручное), «программное обучение (цикличное,
направленное, автоматизированное).
- По
подходу к ребенку: авторитарные (педагог
является единоличным субъектом учебно-воспитательного
процесса, а ученик лишь объект), дидактоцентрические
(господствуют субъект-объектные отношения
педагога и ученика, приоритет обучения
над воспитанием, главными факторами формирования
личности считаются дидактические средства),
личностно-ориентированные (ставят в центр
образовательной системы личность ребенка,
обеспечение комфортных, бесконфликтных
условия для развития личности), гуманно-личностные
(«исповедуют» идеи всестороннего уважения,
любви к ребенку, отличаются своей гуманистической
сущностью), технологии сотрудничества
(реализуют демократизм, равенство, партнерство
в субъект-субъектных отношениях педагога
и ребенка), технологии свободного воспитания
(акцент на предоставление ребенку свободы
выбора и самостоятельности, наилучшим
способом реализует позицию субъекта,
идя к результату от внутреннего побуждения,
а не от внешнего воздействия), эзотерические
(основаны на учении об эзотерическом-«неосознаваемом»,
подсознательном знании. Педагогический
процесс это не сообщение не общение, а
приобщение к ИСТИНЕ).
- По
преобладающему методу: догматические,
репродуктивные, объяснительно-иллюстративные,
программированного обучения, проблемного
обучения, развивающего, саморазвивающего,
диалогические, коммуникативные, игровые,
творческие.
- По
категории обучающихся: массовая (усредненный
ученик), продвинутого уровня (углубленное
изучение предметов), компенсирующего
обучения (пед. Поддержка, коррекция), виктомологические
(сурдо-, орто-, тифло-),технология работы
с отклоняющимися (трудными, одаренными).
- По
направлению модернизации
существующей традиционной
системы: на основе гуманизации и демократизации
пед. отношений (технологии с процессуальной
ориентацией, приоритетом личностных
отношений, индивидуального подхода, яркой
гуманистической направленностью содержания),
на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся, на основе методического
усовершенствования и дидактического
реконструирования учебного материала,
природосообразные, использующие методы
народной педагогики (опирающиеся на естественные
процессы развития ребенка), альтернативные,
целостные технологии авторских школ.