Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
23. Педагогическое общение.
Общение – важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание. Общение в жизни выполняет ряд важнейших функций: коммуникативная – обеспечение связи между людьми; информативная – способствование духовному обогащению людей знаниями, умениями, навыками; психотерапевтическая – предоставление возможности одним оказывать оздоравливающее влияние на других; педагогическая – формирование сознания, организация деятельности отношений детей и молодежи; и т. д. Общение – взаимодействие, субъектов в процессе которого происходит взаимная трансляция-я (ощущение субъективности), преобразование духовного состояния человека. Типы общения: 1) материальное S1 S2
Профессионально-педагогическое общение – общение педагога с детьми, в процессе которого непременно реализуется 3я функция общения – функция возвышения личности. Педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысляется и программируется воспитателем. Пед. общение характерезуется целенаправленнотью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и результате общения определённые учебные, образовательные и воспитательные задачи. Этапы: 1) моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап); 2) организация непосредственного общения с классом (качественный период общения); 3) управление общением в педагогическом процессе; 4) анализ осуществлённой системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность. Все этапы образуют структуру пед. общения. В современных условиях изобилия информации и её источников общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, переработки и усвоения ЗУНов. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнаруживаются особенности восприятия ребёнком окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойствах и качествах личности. Средства общения: вербальные, невербальные, химические. Основой всякого общения является содержание деятельности и взаимодействия ,а педагогического общения – содержание учебно-воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды общественно ценной и личностно значимой деятельности ,которые определяют направленность личности, интерес ребёнка к общественной и личной жизни ,к окружающим людям и самому себе, формируют мышление ,характер, тип общения. Такими видами прежде всего являются учебная, трудовая производственная и иная общественно организационная деятельность. Это сфера прямого и непосредственного приобщения ребёнка к общественной жизни. В процессе интенсивных организованных педагогических отношений ,деятельности ,общения мышление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности ,к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям. Другая группа видов деятельности ,требующая и создающая своеобразный, отличный от делового, тип общения, связана со сферой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное самовыражение детской личности. К этой группе: техническое и художественное творчество ,физкультурно-спортивные занятия, взаимодействие в неформальных группах и т. д. Общение детей и взрослых в этих сферах носит непринуждённый, раскованный характер. Ребёнок выступает как адекватная самой себе личность. В процессе духовно-деятельностного общения в этих видах деятельности дети стремятся одновременно к самоуправлению, самовыражению и нравственному самоутверждению. Ещё одна группа видов деятельности относится в основном к интимно-личностной сфере человеческой жизни, которая придаёт общению эмоционально-доверительный характер. Речь идёт о деятельности в общении, порождаемой дружбой, заинтересованным, бескорыстным взаимодействием; любовью, симпатией; родственными отношениями и т. д. В этой сфере общения формируются наиболее тонкие и сложные движения души, человеческого нравственно-эстетического отношения к жизни. Воспитательно-психологическая внутренняя духовная деятельность необходима для ребёнка, так как формирует нравственную сущность личности, самостоятельность, ответственность, свободную нравственную волю. Внутренняя духовная работа педагогически направляема и управляема через внешние виды деятельности. В результате педагогически организованного общения детей во всех сферах жизни и деятельности, они познают других людей, отражают в своём сознании появление свойств и качеств их личности. Одновременно ребята познают самих себя, осмысливая реакции своих товарищей, взрослых людей на своё поведение, формы и способы общения. Это даёт им возможность сравнивать собственные представления о них и других людей. К педагогическим, внешним формам общения и организации детской жизни относятся формы обучения, труда, физкультуры и спорта, отдыха, воспитательной работы, объединений по интересам. В рамках общения, осуществляемых такими способами, как диалог, беседа, дискуссия, обсуждение, обмен информацией компьютеров и др. средств. Однако воспитательная эффективность общения зависит не столько от внешних педагогических форм и методов взаимодействия детей и взрослых ,сколько от внутреннего состояния каждого участника общения. Как педагогам, как и воспитанника для расширения диапазона общения и богатства самовыражения необходимо овладеть всем многообразием средств и способов духовного взаимодействия: культурой и выразительностью речи, жеста, мимики, позы ,движения тела. Критерием эффективности пед. общения является качество обучения и воспитанности школьников ,их способность к образовательно-воспитательному самодвижению.