Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
На сегодняшний день педагогику (П) определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. В систему педагогических наук входят:
Пед. отрасль не развивается изолированно от других наук о человеке. Успехи учёных в разработке пед. инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследований.
П. органически связана с психологией(ψ). Между ними существует несколько узлов связи: 1)Предмет этих наук. ψ изучает законы развития психики человека. П. разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Оно не может осуществляться специалистами, не имеющими ψ ких знаний. 2)Показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменения памяти, запасов знаний, оперативным способностям использовать знания, владению приёмами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией и многим другим показателям. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Т. е. результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. 3)Методы исследований П. и ψ. Многие инструменты психологического научного поиска помогают решению педагогических исследовательских задач.4)Базовые понятия ψ, оказавшись в пед-ой лексике, расширяют научно-пед-ую лингвистику.5)Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная ψ, ψ профессионально пед. деятельности, ψ управления педсистемами и многих ψ-ких исследований других областей образования.
П. тесно связана с физиологией (Физ.). Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьников необходимо знать закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведёт к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предостерегает от ошибочных решений в организации пед. труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.
П. взаимосвязана с социологией (С).Данные С содействуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. С в область своих исследований включает проблемы образования и воспитания. Результаты соц-ких исследований позволяют обогащать П. и рассматривать пед. явления в ракурсе другой науки.
Во взаимосвязи с философией (Ф) наука о воспитании находит опорные методологические положения. Философское знание является базой для осмысления целей воспитания и образования. Фил-кие категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы, и многие другие способствуют развитию исследовательского пед. мышления.
Существенные возможности развития П. содержатся в перспективах её интеграции с отраслями медицинских наук. На сегодняшний день перед П. стоит весьма наукоёмкая задача – разработать специальную систему обучения хворающих, недомогающих, больных школьников. Кибернетика открывает новые возможности для исследования процессов обучения и воспитания. С помощью неё П разрабатывает способы, закон-ти и мех-мы управления учебным процессом.
При исследовании
определённых образовательно-воспитательных
проблем П. взаимодействует с
юриспруденцией, экономикой, демографией,
информатикой, статистикой, экологией,
этнографией, этнологией, историей, техническими
науками.