Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
8. Стандартизация образования (основные понятия и объекты).
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля.
Стандарт
средней общеобразовательной
- знание
теорий, концепций, законов и
- умения
применять научные знания на
практике при решении
- иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
- знание основных проблем общества и понимание своей роли в их решении;
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт включает:
Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт. При формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения, способности учащихся и потребности личности в образовании.
Принципы, лежащие в основе построения содержания образования (по Лернеру и Скаткину):
Б. Т. Лихачёв выделяет 2 группы принципов: общеметодологические (общеобразовательный характер учебного материала, гражданская и гуманистическая направленность содержания, связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе, основообразующий и системообразующий характер учебного материала, интегративность изучаемых курсов, развивающий характер учебного материала, гуманитарно-эстетическая направленность, взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов, эстетические аспекты) и специальные (из области науки: принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки, политехнизма, единства и противоположности логики науки и учебного предмета; из области искусства: единства идейного содержания и художественной формы, гармоничного культурного развития личности, идейной общности и взаимосвязи искусств, учёта возрастных особенностей; из области труда и физического развития: общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включённости в производственную деятельность, принцип связи труда с наукой, соответствия детского труда требованиям современных профессий).
Критерии отбора:
Учебные планы, программы, учебники, сборники упражнений и т.д. уже можно считать определённой попыткой стандартизации содержания образования или его качества, структуры процесса обучения и др.
Под стандартом образования понимают диагностическое описание минимальных обязательных требований к отдельным сторонам образования или образования в целом (нормы – ЗУНы – которые социум предъявляет к учащемуся по каждому предмету), удовлетворяющее следующим условиям:
Оно применимо к вполне определённому педагогически обоснованному образовательному феномену (качеству личности, содержанию учебного предмета, качеству усвоения и т.д.).
Выполнено в диагностичных показателях качества данного феномена, удовлетворяющих требованию полноты описания целей обучения и образования (процесс).
Содержит количественные критерии оценки качества (продукт) проявления образовательного феномена (знания или степень овладения умственной деятельностью – продуктивный и репродуктивный уровень).
Ориентировано на объективные методы контроля качества по всем выделенным показателям.
Стандарт 1 – параметры и показатели (объём) качества образования (как).
Стандарт 2 – объективный контроль качества образования (что) - тест .
Стандарт 3 - дидактическая подготовка содержания образования (само содержание образования – каким образом).