20.Мотивация
учения школьников.
Мотив
– побудитель деят-ти, складывающийся
под влиянием условий жизни субъекта и
определяющий направленность его активности.
В зависимости
от того, что лежит в основе мотивации
(побуждение или потребность познания),
выделяют следующие группы мотивов:
- –непосредственно
побуждающие мотивы, возникающие у студентов
за счет педагогического мастерства препода,
формируя интерес к данному предмету.
- –перспективно
побуждающие мотивы. Так, например, препод
объясняет студентам, что без усвоения
данного конкретного раздела нельзя освоить
следующий раздел, либо у студентов формируется
мотив к обучению, поскольку впереди экзамен
по дисциплине; или нужно отлично сдать
сессию, чтобы получать повышенную стипендию.
В этом случае познавательная деят-ть
явл лишь средством достижения цели, находящейся
вне самой познавательной деят-ти.
- –познавательно-побуждающие
мотивы бескорыстного
поиска знания, истины. Интерес к обучению
возникает в связи с проблемой и развертывается
в процессе умственного труда, связанного
с поисками и нахождением решения проблемных
задач. На этой основе возникает внутренняя
заинтересованность.
Итак, познавательно-побуждающая
мотивация проявляется при применении
активных методов обучения и, возникнув,
превращается в фактор активизации
учебного процесса и эффективности обучения.
Познавательная мотивация побуждает чела
развивать свои склонности и возможности,
оказывает определяющее влияние на формирование
личности и раскрытие ее творческого потенциала.