Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
10. Педагогический процесс как целостное явление.
Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. Это возможно только при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Целостная, гармоническая личность может быть сформирована только в целостном процессе. Целостность - синтетическое качество пед. процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функциональных систем. Целостному пед. процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нём непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный пед.процесс
Целостный пед.процесс
Основные аспекты целостности пед.процесса
В содержательном плане целостность пед.процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырёх элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.
В организационном плане пед.процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
Как видно,
первый и четвёртый процессы отражают
предметные отношения, второй - собственно
педагогические, а третий - взаимные, а
следовательно, и охватывают педагогический
процесс в его целостности.
Структура педагогического процесса:
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):
Как всякая
большая система, она характеризуется
пересечением связей (горизонтальных,
вертикальных и пр.):
Педагогическая система (по Н.В. Кузьминой)
В.Я. Свирский
представляет педагогическую систему
так:
Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему - часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны).
Педагогический
процесс - есть способ организации воспитательных
отношений, заключающийся в
ЦЕЛЬ--ПРИНЦИПЫ--СОДЕРЖАНИЕ-
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения определения основных направлений достижний цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы "работы" с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической, психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру - психологическую:
Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры:
Чтобы
педагогический процесс "
Процесс управления состоит из следующих компонентов: Постановка цели à Информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) à Формулировка задач в зависимости от цели ии особенностей учащихся à Проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) à Реализация проекта à Контроль за ходом выполнения à Корректировка à Подведение итогов.