Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".

Работа состоит из  48 файлов

01 (Предмет и задачи современной педагогики).doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

05.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

08.Стандартизация образования.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

09.Проблемное обучение.doc

— 35.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

10.DOC

— 45.50 Кб (Скачать документ)

10. Педагогический  процесс как целостное  явление.

Главное интегративное свойство педагогического  процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. Это возможно только при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Целостная, гармоническая личность может быть сформирована только в целостном процессе. Целостность - синтетическое качество пед. процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функциональных систем. Целостному пед. процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нём непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

     Целостный пед.процесс предполагает  такую организацию жизнедеятельности  воспитанников, которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного пед.процесса.

     Целостный пед.процесс несводим  к единству процессов обучения  и воспитания, объективно функционирующих  как часть и целое. Не может  он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового. Физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый пед.процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. 

Основные  аспекты целостности пед.процесса

В содержательном плане целостность пед.процесса обеспечивается отражением в цели и  содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырёх элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

    В организационном плане пед.процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

  1. Процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная деятельность педагога);
  2. Процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;
  3. Процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений(неформальное общение);
  4. Процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

   Как видно, первый и четвёртый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности. 

      Структура педагогического  процесса:

Педагогический  процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):

  1. Цель обучения (Ц) (для чего учить);
  2. Содержание учебной информации (С) (чему учить);
  3. Методы, приёмы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?);
  4. Преподаватель (П);
  5. Учащийся (У);

   Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.): 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Педагогическая  система (по Н.В. Кузьминой)

В.Я. Свирский представляет педагогическую систему  так: 
 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

   Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему - часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны).

    1. Цели обучения и воспитания
    2. Содержание обучения и воспитания
    3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы)
    4. Организационные формы
    5. Педагог
    6. Учащийся

   Педагогический  процесс - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних  факторов развития участников. Педагогическй процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

   ЦЕЛЬ--ПРИНЦИПЫ--СОДЕРЖАНИЕ--МЕТОДЫ--СРЕДСТВА--ФОРМЫ

Цель  отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения определения основных направлений достижний цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы  - это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы "работы" с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

   Динамичность  педагогического процесса достигается  за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической, психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для её создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс имеет еще более сложную структуру - психологическую:

  1. Процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации
  2. Проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя
  3. Подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности, утомления

Таким образом, в психологической структуре  урока можно выделить три психологические  подструктуры:

        1. познавательные процессы
        2. мотивация учения
        3. напряжение

 Чтобы  педагогический процесс "заработал", "пришел в движение", необходим  такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть  процесс перевода педагогических  ситуаций, процессов из одного  состояния в другое, соответствующее  поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих  компонентов: Постановка цели à Информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) à Формулировка задач в зависимости от цели ии особенностей учащихся à Проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) à Реализация проекта à Контроль за ходом выполнения à Корректировка à Подведение итогов.

             
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

11. Теория поэтапного формирования умственных действий.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

12. Аксеологический метопринцип.doc

— 27.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

13.базисный учебный план средней обр. школы.doc

— 30.00 Кб (Скачать документ)

17. Методы обучения.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

26 (Целеполагание образования...).doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

33. Принципы, закономерности, этапы моделирования восп. с-ы.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

36. Классификация педагогических воспитательных технологий.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

37. Авторская в.с. школы.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"