Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
32. Принципы, этапы, закономерности моделирования воспитательной системы школы.
Воспитательная система школы – системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Восп. система имеет сложную структуру. Её компоненты: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая её реализацию; субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности м и общении отношения, интегрирующие субъект в некоторую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.
Задачи восп. системы.
Создание и развитие системы и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Педагогический коллектив – единое целое. Достижение такого единства – условие и результат развития восп. системы школы.
Процесс развития в.с. определяется тем, что она является самоорганизующейся системой. Следует отметить некоторые закономерности: существует мн-во путей развития в.с., это определяется внутр. св-ми самой системы. В развитии в.с. можно выделить характеристики, общего особенного и единичного. Общим здесь будет то, что характерно для процесса развития любой социальной микросистемы. Особенное отличает в.с-му от других социальных систем того же уровня. Единичное характеризует специфику конкретной системы. Процесс развития в.с. противоречив и нелинеен. В нём бывают спады и подъёмы.
Этапы
1) Этап становления. Причины построения в.с.: неудовлетворенность педагогами св. положением, результатами своего труда, возникновение новой идеи.
Черты этапа: выдвижение гипотезы, формирование концепции в.с. школы как совокупности основных педагогических идей, выделение системообразующей деятельности, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых (например, труд в с/х-ой школе), обеспечение материально-технической базой, кадрами, установление связей с другими видами деятельности, прогнозирование будущего в.с-ы.
2) Этап
стабильного развития системы.
Связан с отработкой
3) Завершающий
этап. Система окончательно
4) Этап
обновления и перестройки
Перестройка
системы, если она в целом прогрессивна,
идёт в сторону её усложнения: усложняются
цели, более разнообразным становится
содержание, более тонкими отношения,
более разветвленными связи.
Управление процессом создания в.с-ы школы начинается с разработки её модели. Модель в.с-ы строится с учётом типа школы, её материальной базы, состава её учащихся и педагогов.
Модель восп.с-ы школы – это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, школьники и их родители. Поэтапное её создание – это разработка исходной концепции, то есть совокупности тех идей, которые будут лежать в основе её построения, создание образа той школы, в рамках которой будет создаваться система.
Модель может быть предметной (физической, наглядной) и знаковой (абстрактной).
В педагогике нужна не физическая, а знаковая модель. Т.к. ученик – это живой, реагирующий. Нужно учитывать, как будет реагировать человек, а это закладывается в знаковой модели. Для знаковой модели важна реакция на раздражителей системы. Мы не закладываем в ученика параметры, как это делают в физической модели, а закладываем способности к реагированию, к позитивно-созидательной деятельности.
Условия успешной реализации модели