Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
40. Система методов воспитания
Каждый из методов воспитания реализуется лишь при реализации других; связь этих методов можно определить как взаимопроникновение. Иллюстрацией тому служит следующее. Ребенок растет в окружении книг - этот фактор становится методом воспитания при условии активного чтения этих книг ребенком. Но и чтение приобретает статус метода воспитания, только если педагог способствует осмыслению такого чтения и осознанию ценности книги. Социально-ценностная среда через взаимодействие с ребенком выступает в воспитательном влиянии, а момент такой деятельности нуждается в осмыслении его значимости в жизни человека вообще и своей личной жизни.
Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном акте жизни детей. Правда, один из них может доминировать в специфически сложившихся обстоятельствах. Применить, использовать метод взаимодействия со средой - это значит организовать жизнедеятельность детей как событие с окружающей средой, где каждый - часть среды, и каждый - объект воздействия этой среды. Иногда его называют "средовым" методом. Взаимодействие со средой присутствует в жизни любого существа, и педагогически организованное не всегда отличишь от стихийного, спонтанного. Только приглядевшись к воспитательному процессу, протяженному во времени, можно уловить отличие в событиях детской жизни, организуемой педагогом.
Во-первых, многообразны сферы жизни, в которые вовлекаются дети: природа, общество, материальное производство, духовное творчество, персонажи, человек как отдельный мир, отношения между людьми.
Во-вторых, взаимодействие производится с позиции современной культуры: объекты изучаются, осмысливается научный взгляд на окружающую жизнь, рассматривается различие во взглядах на мир и принимается как данность различность устройства жизни на земле.
В-третьих, во взаимодействии с миром ребенку предлагается активная позиция субъекта, действия и поведение которого являются составными элементами среды.
В-четвертых, в ходе взаимодействия с жизнью педагог подчеркивает двойственность действительности, синкретическое единство добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и лжи.
В-пятых, педагог акцентирует внимание детей на связи "Я" человека и мира вокруг него, ставит ребенка в ситуацию свободного выбора ценностей.
Названные черты, свидетельствуют о воспитательном процессе, о целенаправленном способе ведения ребенка по жизни. В ракурсе нашего факторного рассмотрения все это один метод воспитания - педагогическая организация взаимодействия с окружающей социокультурной средой. Организовать воспитывающую деятельность - вовлечь воспитанников во все разнообразие видов деятельности, придав деятельности социально-ценностные черты. Через деятельность формируется "Я" ребенка» но через деятельность только и может ребенок выстроить взаимоотношения этого "Я" и других.
Педагогически организуемой деятельности присущи следующие черты:
— ценностная мотивация (для кого? ради чего?);
— проживание
палитры ценностных отношений (что чувствовал?
что понравилось? что обнаружил? что открыл
для себя?);
— установление связи деятельности с последующей жизнью (что теперь в моей жизни? что я попробую изменить?..);
— фиксированное внимание на социальном результате деятельности (что это дает другим?);
рганизовать осмысление жизни как факторный метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию педагога к сознанию ребенка, к его развивающейся способности отражать действительность, выявляя то, что составляет личностно-ценностный смысл: что есть содержание жизни? что есть средства жизни? что есть другие люди для моего "Я"? что есть общество для меня? и что есть мое "Я" для общества? в чем смысл жизни?.. и т.д.
Выводит педагог на эти существенные вопросы жизни следующим образом:
— указывая постоянно на связь поведения ребенка с самочувствием и благополучием других людей (Ты любишь шалить? Пожалуйста, пошали немного, только так, чтобы другим плохо не делать");
— предварительно рисуя возможные последствия того, что собирается сделать воспитанник ("Это твое право поступать, как хочешь, но ведь и все имеют право изменить к тебе отношение");
— извлекая ценностное содержание из житейских повседневных ситуаций ("Одна роза - символ красоты, а много роз - это товар");
— обсуждая с ребенком его маленькие проблемы на уровне социально-ценностном ("Приходится отказываться от минутных желаний; если этому научиться, можно стать сильным");
— рассматривая значение абстрактных понятий, обозначающих общечеловеческие ценности (совести, счастья, достоинства);
— приобщая ребенка к чтению книг, к произведениям искусства, к персоналиям выдающихся личностей, людей огромного масштаба;
— развивая интерес ребенка к событиям протекающей истории человечества и формируя привычку обдумывать получаемую информацию.
Каждый акт организуемой жизнедеятельности детей - это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога - это одновременное сочетание тонких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое. Метод воспитания - лишь дитя теоретического анализа, инструмент для вскрытия сущности процесса воспитания. Введение "методов воспитания" обусловлено психологической природой отношения. Отношение - это связь субъекта с объектом окружающей действительности, избирательно установленная и проявляющая себя в трех формах (субстанциях): рациональной, эмоциональной и практическо-действенной. Чтобы прослеживать становление отношения, надо видеть эти три формы, в которых оно существует. И, чтобы воздействовать на отношение, нельзя упускать те же три формы существования отношения. Вот почему понятия "метод воспитания" несмотря на еще недостаточную теоретическую разработанность, крайне необходимый важны в научно-теоретической картине воспитательного процесса.
Продумывая
работу с детьми, педагог должен
всегда сохранять трехканальность
своего методического замысла, так
чтобы в одном групповом деле, в одном
индивидуальном акте поведения ребенка
соединились разум, эмоции, действие как
формы выражения складывающегося и развивающегося
отношения ребенка к ценностному объекту
мира.