Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
Теория
поэтапного формирования
умственных действий
В основе теории поэтапного формирования умственной деятельности (Гальперин П.Я., 50-60 гг.) лежит психологическое учение об интериоризации. Интериоризация – это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, формирования внутренних умственных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория П.Я.Гальперина даёт одни из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.
Формирование умственных действий проходит по следующим этапам. Первый – этап предварительного ознакомления с целью обучения, создания мотивации обучаемого. Второй – составление схемы ориентировочной основы действий (ООД). Третий – выполнение действий в материальном или в материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами. Действие выполняется с помощью моделей: схем, чертежей. Четвёртый - - формирование внешнеречевого действия (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные средства. Данные операции выполняются словесно: например, считают вслух. Пятый – формирование действия во внешней речи «про себя». Действие сопровождается проговариванием про себя. Постепенно сокращаясь, оно автоматизируется. Шестой – этап выполнения действия в умственном плане. Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию.
Условием формирования действий является ООД – это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (действия, продукт, средства). Ученым выделены три типа ООД и соответственно учения.
1-ый
тип учения. Ученикам даётся в
готовом виде неполная ООД
– однократная демонстрация
2-ой
тип учения. В готовом виде
даётся полная ООД. Пример с
той же русской грамматикой.
Даётся алгоритм применения
3-ий тип учения. ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщённом виде, годном для целого класса явлений. ООД в конкретных случаях составляется учеником на основе известного ему общего знания. Например, даются общие схемы и алгоритмы, находящие применение во многих случаях: анализ слова по составу и как части речи, анализ предложения по наличию основы и другим характеристикам. Учение протекает сравнительно быстро, без ошибок, с уяснением существенных (несущественных) признаков объекта и условий действий с ними, обеспечивается перенос знаний и действий на все конкретные случаи в данной области. Учитель может убедиться в том, что названные три типа учения имеются в жизни, если проанализирует свои и чужие уроки и увидит: объяснение математических, физических, грамматических понятий и выполнение упражнений и задач происходит обычно по первому типу учения.
Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы действий, а, следовательно, и управлять самим процессом учения.