Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
21.Характеристика основных систем обучения и форм организации учебных занятий.
Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме над определенным содержанием учебного материала, отличающаяся сочетанием коллективного и индивидуально обучения, степенью самостоятельности учащегося, способом управления учителя.
В
нее входят цели, методы, содержание
образования, средства обучения.
Классно-урочная система – форма организации обучения.
Классная – все учащиеся сгруппированы в классы по ур-ню знаний и возрасту.
Урочная – учебный курс разделен на разделы, темы, уроки (по нисходящей).
Предметная – так как учебный курс представляет собой систему предметов.
Классно-урочная система была предложена Я. А. Коменским в 17 веке на смену индивидуально-групповой системе (группы формировались независимо от возраста учитель давал индивидуально задание и проверял его – монастыри, рыцарские школы). Коменский предложил одновременное обучение группы учеников одним педагогом, состав группы при этом должен быть постоянным. Эта система появилась, когда возникла потребность в массовом образовании.
Она отвечает требованиям педагогики и психологии, вытекающим из закономерностей процесса усвоения учебного материала: усвоение нового материала происходит небольшими порциями, планомерно и последовательно, с чередованием различных видов умственной и физической деятельности, благодаря чему несколько предметов изучаются параллельно и уроки чередуются.
Эта
система обеспечивает единство обучения
по всей стране, облегчая планирование
и составление программ по предметам.
Облегчает воспитание чувства коллективизма,
предполагая применение фронтальных,
а также индивидуально-
Недостатки:
оставление на второй год неуспевающих
только по одному-двум предметам, невозможность
досрочного прохождения программы
учащимися, затруднительность
Лекционно-семинарская система – когда новый материал дается на лекциях, а его закрепление проводится на семинарах. Данная система имеет большее применение в высшей школе, так как там существует большая степень самостоятельности учащихся. Недостаток лекционной системы в том, что обратная связь осуществляется только на семинарах, но зато удается дать большой объем информации на лекции, а семинары предполагают самостоятельную работу, то есть самостоятельный поиск информации – более прочное ее усвоение. Приемлема в высшей школе, потому что предполагает умение самостоятельную работу, навыки которой должны даваться в школе.
Дальтон план – распространен в США, индивидуализация обучения, предоставление каждому ученику обучаться самостоятельно и своим темпом, отрицание урока и учителя.
Бригадный метод – (получил развитие в СССР в 30-е годы.)направлен на коллектив: работает бригада, а отчитывается бригадир, но остальные ученики при этом получалось просто присутствовали, а основную работу выполнял бригадир, эта система себя не проявила, так как вела к снижению индивидуальной работы каждого.
Формы организации учебных занятий:
Лекция. Преподаватель системно и последовательно (монологически) излагает и объясняет материал по целой теме, а ученики слушают и записывают информацию, иногда задавая вопросы.
Плюсы
– научность, системность, доказательность,
активизация творческого
Структура:
1 вводная часть – тема, план и задачи, актуальность.
2 основное содержание – раскрытие темы лекции.
3 заключение – подведение итогов, выводы и обобщения.
Виды:
Телелекция - + высококвалифицированные лекторы, объем вещания, современные информационные средства.
Лекция вдвоем – обсуждение темы двумя специалистами разных отраслей (почти дискуссия)
+ плюрализм мнений, формирование
целостного представления о
Семинар. В процессе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с источниками информации, а на семинаре идет активное обсуждение, дискуссия и выступления докладчиков, где они под руководством учителя делают обобщения и выводы по теме. Учащиеся либо получают темы докладов персонально, либо общий список вопросов для подготовки.
+ развитие
ученика, за счет свободного
оперирования приобретенными
- применимы
в основном при изучении
Конференция. Очень близка по проведению к семинару, но учащиеся готовят доклады-сообщения – результат их самостоятельной научно-исследовательской деятельности, обсуждаются более сложные и значимые проблемы, могут длиться несколько дней, в них часто принимают участие ученые.
Урок. Логически законченный целостный элемент учебно-воспитательного процесса, интегрирующий в себя цель, содержание, средства и методы образования. Самая распространенная форма обучения, так как обладает наибольшей подвижностью и динамичностью структуры, позволяющей изменять её в зависимости от целей на данном этапе.
Виды урока: - формирования и совершенствования умений и навыков
+ возможность сочетания групповой и индивидуальной деятельности, высокая степень обратной связи, разные формы: проблемный урок, урок-лекция, семинар и т.д.
Практикум.
Проведение в лабораторных условиях (химия,
физика, информатика и др.). Высокий уровень
самостоятельности учащихся и творческое
отношение к выполнению работы. Высокий
уровень усвоения, так как работа выполняется
самостоятельно и сопровождается высоким
уровнем заинтересованности (мотивации).
Особенность – каждый ученик выполняет
все (!) пункты работы.