Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
31. Система
и методика гражданского
Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народа.
Система гражданского воспитания включает в себя:
Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие эффективность воспитательного воздействия, также свойственны определённые критерии гражданской воспитанности.
Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общегражданские и общечеловеческие политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружать школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, чёткого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную общественно гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких моральных качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправлять свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественный факт, событие осмыслить с позиций нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Цели-функции
гражданского политического воспитания
реализуются в целостном
Цели и функции
гражданского воспитания школьников достигаются
и реализуются благодаря богатому содержанию
целостного учебно-воспитательного процесса.
Гражданский воспитательно-образовательный
характер имеют все предметы учебного
плана. Большое политико-воспитательное
значение имеют уроки лит-ры, изобразительного
искусства, музыки. Предметы общественно-политического
и гуманитарного циклов раскрывают перед
учащимися картину закономерно развивающегося
человеческого общества. Естественно-математические
дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы
глобальной политики.
Система
«механизмов» гражданско-политического
воспитания включает в себя способы и
приёмы просвещения, прямого воздействия
на сознание детей с помощью слова. Последнее
характеризуется правдивостью, глубиной,
убеждённой личной заинтересованностью
и стремлением к побуждению детской сознательности.
К формам гражданского воспитания относятся уроки, классные часы и т.п.
Завершает систему
воспитания гражданского сознания школьников
критерии гражданской
зрелости. Всеобъемлющим критерием
является единство слова и общественно
ценного дела. Гражданская сознательность
ребёнка проявляется в направленности
его поступков. Гражданская воспитанность
предполагает овладение политической
культурой: политической грамотностью,
способностью переживания высших гражданских
чувств, потребностью проявления общественной
активности, стремлением к практическому
участию в деятельности общественного
самоуправления, политических событиях
и компаниях.
Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, в выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге.
Младшие школьники осмысливают политические явления как хорошие или плохие, красивые или некрасивые. Они накапливают в памяти эмпирический конкретный материал как основу будущего развития политической сознательности. Школьники среднего возраста, подростки ещё склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания пробуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они хотят вместе со взрослыми участвовать в настоящих событиях, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.
Старшие школьники,
юноши и девушки стремятся
к выработке собственных