Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
32. Формы организации учебного процесса.
Организационная форма обучения – взаимодействие учителя и учащегося, регулируемое определённым, заранее установленным порядком и режимом (И. Я. Лернер). В толковом словаре С. И. Ожегова понятие “форма” трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определённым содержанием. Форма – это наружный вид, внешнее очертание, определённый установленный порядок. Применительно к обучению форма – специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учеником при работе над определённым учебным материалом. Следовательно, форму надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании с управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков-циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. При этом некоторые педагоги считают, что форма и форма обучения следует разграничить. В первом случае форма обучения означает коллективную, фронтальную или индивидуальную работу учащихся на уроке. Во втором случае форма организации обучения – какой-либо вид занятий, урок, предметный кружок и т. д. Организация (по И. М. Чередову) – упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учеников при работе над материалом определённого содержания. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя. Пример: занятие начинается с чтения параграфа под углом зрения какого-либо задания, выписывания своих вопросов; учитель собирает вопросы, классифицирует их, отмечает качество, глубину, содержательность; устанавливает связь с предыдущей темой, другими учебными предметами и т. д. После этого уточняются вопросы и даются на них ответы наиболее подготовленными учениками, частично учителем. Затем начинаются практические задания, где учителем оцениваются не только знания учеников, но и умения их использовать. По итогам практических работ выставляется оценка.
Основания для классификации форм организации обучения: количество и состав учащихся, место учёбы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Индивидуальная: учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступает либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучение им учебника, автором которого является сам учитель (репетиторство). Достоинства:
позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка, следить за каждым его действием и операцией при решении задач; следить за его продвижением от незнания к знаниям, вносить вовремя необходимую коррекцию как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и ученика. Всё это позволяет ученику работать экономно, работать в оптимальное для себя время, что позволяет достичь высоких результатов. Индивидуальное обучение предполагает наличие преподавателя высокой квалификации. Недостатки: неэкономичность, ограниченность влияния учителя, вызванная тем, что, как правило, функция учителя сводится к даче задания ученику и проверке его выполнения; ограниченность сотрудничества с другими учениками, что отрицательно сказывается на процессе социализации, формировании умения работать в коллективе. Индивидуально-групповая форма: занятия учитель ведёт с группой разновозрастных детей, уровень подготовки был различный. В силу этого учитель должен вести учебную работу с каждым учеником отдельно. Он поочередно спрашивает и объясняет новый материал каждому ученику. Остальные в это время занимаются своим делом. Достоинства: позволяло ученикам приходить в школу в разное учебное время. Недостатки: недостаточная качественная и количественная подготовка учащихся.
Классно-урочная система обучения: (теоретически обоснована и популяризована Яном Амосом Каменским) в настоящее время является преобладающей. Суть: учащиеся приблизительного одного возраста и подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию, вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определённые часы дня; основной единицей понятия является урок; урок, как правило, посвящён одному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учёбы по всему предмету, уровень обеспеченности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся следующий класс. Учебный год, день, расписание уроков – признаки классно-урочной системы. Достоинства: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения. Недостатки: ориентирована в основном на среднего ученика; создаёт для учителя трудности в учёте индивидуальных особенностей учеников в организационно индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися.
Белл-ланкастерская система взаимного обучения: (18-19 век) старшие ученики сначала под руководством учителей сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Качество обучения было низким при большом количестве обучаемых. Батовская система (основатель Йозеф Зиккенгер, 19-20 век), которая состояла из 2 частей: 1- урочная работа с классом в целом, 2 – индивидуальные занятия с теми, кто нуждался в таковых (+ или -). Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская система, которая характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения, учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись на классы слабых и сильных. Он выделял следующие классы: основные, для малоспособных учащихся, вспомогательные, классы иностранных языков для наиболее способных. Система индивидуального обучения (лабораторная или система мастерских) (Елена Паркхерст, 20 век). Суть: успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика, его способностей; в организации обучения центральное место занимает самостоятельная деятельность ученика, а функции учителя сводятся только к тактической организации этой деятельности. Классы заменяются на лаборатории, уроки отменяются, отменяется объяснение учителем нового материала. Ученик занимается в лабораториях индивидуально на основе полученного от учителя задания и при необходимости обращается за помощью к учителю, который постоянно находится в аудитории. Задания выдавались в начале года на весь год по каждому предмету, затем они конкретизировались в виде заданий по месяцам и учащимся устанавливались по ним определённые сроки. Единого для всех расписания не было, коллективная работа велась 1 час в 1 день, остальное время – индивидуальная работа. Учитель ежемесячно составлял специальные таблицы достижений учащихся. Недостатки: снижается уровень подготовки учащихся, ответственность по причине отсутствия объяснения нового материала, следствием чего стала невозможность выполнения заданий по новому материалу. Достоинства: позволяет приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучает к самостоятельности, развивает инициативу, вовлекает в поиски рациональных методов работы и др. План Трампа: максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. Сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями, лекции с использованием новых технических средств. Привлекается квалифицированный персонал для чтения лекций, проведения дискуссий, диспутов, лекций и т. д. Время проведения занятий: лекции – 40%, занятия в малых группах – 20%, индивидуальная работа – 40?. Классы как таковые отменяются ,состав малых групп непостоянный.