Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
26. «Целеполагание образования и воспитания школьников ».
Цель – это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей его действительностью. Цель объективна, в том смысле, что она порождается обстоятельствами, черпается из реального объективного окружения.
Но, будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: она продукт сознания , она рождается в сознании человека и несет в себе все особенности сознания каждого конкретного человека.
Цель
как продукт идеальный (нематериальный
) очень подвижна, динамична, так
как порождается сознанием
Цель – исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. Цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обуславливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога. Цель будет полностью определять систему воспитания, именно она, осмысленная педагогами, задает очертания системы.
Цель также является элементом продуктивной деятельности.
Целеполагание – это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.
Цель современного воспитания – «Личность, способная строить жизнь, достойную Человека».
Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач.
Задача – это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат.
В момент выполнения задачи, она,
эта задача, выступает для субъекта
целью, а следовательно,
С 1918 г. по 90-е годы в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что коммунистическое общество потребует именно всесторонне развитой личности и что такая личность – цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала будущего. Тем не менее в соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе.
В настоящее время педагогами признается неосуществимость такого идеала воспитания в новых социально-экономических условиях. У специалистов нет, однако, единства в этом. Имеется взгляд, что до 90-х годов цели воспитания определялись от потребностей общества и носили идеологический характер, а теперь надо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей. Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии.