Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология и педагогика".
12.Аксеологический
метопринцип
В настоящее время в философских словарях аксеология определяется как наука о ценностях. Об аксеологическом метопринципе как о методологическом подходе к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Ценности как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека, только за последнее столетие весьма сильно изменились.
Понятие
«ценность» в педагогике применяется
для обозначения свойств
Прежде всего в обществе всё более отчётливо осознаётся, что нам нужно не любое образование, а образование высокого качества, образование, отвечающее высоким государственным и мировым образовательным стандартам.
Применительно к образованию и воспитанию человека философский анализ ценностей, позволяет выделить творчество во всех его видах и уровнях как одну из универсальных ценностей для развития и саморазвития человека. Но эта ценность останется ценностью лишь для учителя, если она не будет осознана и принята как ценность для ученика не только на стадии его учения, но и в повседневной жизнедеятельности.
Применительно к педагогике и педагогической деятельности учителя совесть ещё не стала той приоритетной способностью, значимость и ценность развития которой в процессе обучения и воспитания достаточно высока. О совести и совестливости своих учеников мы часто вспоминаем, когда они уже совершили аморальный поступок или когда она, то есть совесть, у них почти утеряна.
Как мы видим, творческое саморазвитие личности во многом предопределено способностью личности обрести свободу, яростно бороться за свободу на протяжении всей своей жизни.
Проблема ценностных ориентацией привлекает всё более внимание учёных и у нас, и за рубежом. С точки зрения соотношения целей и ценностей в процессе обучения и воспитания, согласно результатам ряда исследователей (Эйснер), разрабатывающих теорию таксономии, в целостной учебной деятельности необходимо реализовать 6 уровней целей: узнавание, знание, понимание, анализ, синтез, оценка. По мнению этих учёных, наиболее значимую ценность имеет «оценка», особенно способность делать критическую оценку, которая, однако, в реальной практике обучения и воспитания не занимает должного места в иерархии образовательно-воспитательных ценностей. Чаще всего за учащихся эту часть деятельности выполняют сами учителя.
Педагогические приоритеты и ценности меняются и вероятно, будут меняться и в будущем. Однако сегодня, на пороге ХХI века, для выхода России из кризисных ситуаций необходимо, чтобы ценностные ориентации в процессе обучения и воспитания и в школе, и в вузе были смещены на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, её культуры, интеллигентности.
В
реальной педагогической практике остаются
ещё слабо задействованы
а) с содержательным расширением духовности и культуры личности, проведением досуга и свободного времени (через клубы по интересам, музеи, театры, выставки);
б) с удовлетворением полноценного человеческого общения (через создание доброжелательного психологического климата в коллективе, через расширение возможностей содержательного общения родителей с детьми);
в) с возможностями профессионального роста (расширение возможностей для профессионального самоутверждения, участия в конкурсах профессионального мастерства)
Среди приоритетных ценностей педагогической деятельности (по признаку доминирования) можно выделить:
Настоящий учитель может и должен преодолеть все барьеры и в каждом своём ученике видеть Человека как универсальную ценность, Человека, которого он должен ввести в мир культуры, создать ему условия для свободного саморазвития, для духовного самосозидания. Следует помнить, что эти общечеловеческие цели и ценности должны не просто осознаваться и признаваться, а стать системой личностных ориентиров в процессе его индивидуального, профессионального творческого самосовершенствования.